500 лет назад возникло учение «Москва – третий Рим». Точная дата историкам неизвестна, однако известно, что именно в 1523 г. старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей вывел эту духовную, историософскую, государственную формулу.
Политический центр мира сперва переместился из Рима в Новый Рим, или Константинополь, а после падения православного Константинополя в 1453 г. под ударом турок, центр мира находится в Москве (Россия была на тот момент единственным независимым православным государством). Учение о Третьем Риме во многом определило дальнейшую историю нашей страны. Россия не просто являла собой последнее независимое православное царство, но и покровительствовала православным во всём мире: даже ремонт храмов на территории бывшей Византии, завоёванной турками, не обходился без материального участия Москвы. Идея Третьего Рима задавала нашей стране динамику развития на протяжении нескольких веков: Россия развивалась как империя, то есть как государство, готовое брать под своё покровительство новые территории и народы. И сегодня задача Третьего Рима объективно стоит перед Россией: мы располагаем несравнимо большими возможностями, чем другие православные государства, – с нас и спрос больше.
Почему старец Филофей был убеждён, что четвёртому Риму не бывать? Видимо, Филофей считал, что не за горами конец истории, исходил из чувства ускоряющегося времени. Интуиция не обманула тогдашних людей – теперь, в нашу эпоху, время и вовсе перешло к бурному спурту. Похоже, четвёртому Риму и правда не бывать.
Сегодня всякое государство выполняет миссию удерживающего настолько, насколько обладает собственным историческим сознанием и собственной исторической программой. Насколько это государство не встроено в сомнительные транснациональные структуры. Насколько оно независимо, национально. Как видно, запас прочности мира постепенно истощается.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».