Дискурс «Центральной Европы», поддерживаемый США и другими странами Запада, оказался приманкой, на которую они поймали восточноевропейские общества. При этом в головах самих западноевропейцев и американцев господствуют другие представления о регионе – те, которые соответствуют западному образу «Востока», со всеми его коннотациями варварства, дикости и отсталости.
Восточная Европа остаётся для Запада «младшим братом», которого надо контролировать и воспитывать, полуазиатской периферией, всё такой же «восточной», как и ранее. Происходит идеологическое отделение низших от высших, «цивилизованных» от «дикарей», западных европейцев от европейцев, отмеченных печатью соседства с «Востоком». Это устанавливает специфические властные отношения, в которых восточноевропейцам всегда уготована роль ведомых – тех, кто подчиняется и «цивилизуется», рискуя так никогда и не «цивилизоваться».
В Восточной Европе растут настроения евроскептицизма, усиливается разочарование в либерально-демократической системе, в ценностях современного западного общества. Широкие слои населения, мягко говоря, не в восторге от идеологического содержания глобализации. Всё заметнее недовольство либеральными реформами в экономике, тем более на фоне углубляющегося экономического кризиса. Соответственно, позиции политических элит, ориентирующихся на США как на центр современной мировой системы, становятся шаткими.
Даже сейчас, в условиях военной истерии, когда восточноевропейские элиты всячески демонстрируют свою сервильность по отношению к Западу, – даже сейчас не всё в Восточной Европе для нас потеряно. А значит, мы должны предложить Восточной Европе свой, русский, проект. Разумеется, он будет возможен после того, как Россия добьётся победы в СВО. К сильным русским будут прислушиваться, к слабым – нет.
Во-первых, Россия может предложить для неё цивилизационную альтернативу Западу. Во-вторых, нужно выстраивать геополитические оси. Мы должны сыграть на традиционном неприятии немецкой гегемонии в регионе, свойственном чехам и словакам, а также и полякам. Россия может выступить в качестве гаранта их политико-экономического суверенитета и вообще как покровитель славянства в его отношениях с Германией, а также Венгрией. В-третьих, мы должны учесть этническую раздробленность региона и существующие проблемы в отношениях между народами.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».