Четырнадцатый международный авиасалон Airshow China прошёл в городе Чжухай китайской южной провинции Гуандун с 8 по 13 ноября. В целом можно смело сказать, что наши соседи взялись за авиастроение с фантастическим энтузиазмом. Некогда знаменитые специалисты по копированию российской и западной авиационной техники выходят в лидеры мирового авиастроения. Значит, уже научились? Строят немыслимыми темпами военно-морской флот, экспортируют по всему миру автомобили... А теперь удивляют успехами в авиационной области.
Движки – основа полёта
Надо сразу отметить – в части авиационного двигателестроения у китайцев особых успехов не видно. То есть двигатели есть, но это в основном клоны российских и украинских (от «Мотор Сич»). Насколько они, клоны, качественные, надёжные, ресурсные – не известно. Тут вопрос не к конструкции, а к материалам, из которых делают лопатки турбин, вентиляторов, агрегаты, газогенераторы. Самолётам и вертолётам с двигателями китайского производства предстоит ещё летать и летать, чтобы подтвердить заложенные конструкторами характеристики. Вот и представленный на выставке газогенератор двигателя для оснащения тяжёлого вертолёта AHL, создаваемого в рамках совместного российско-китайского проекта, имеет явно российские корни. Или шикарные демонстрационные полёты дебютанта авиашоу китайского самолёта-амфибии AG600М, исполненного в противопожарной конфигурации, 10 ноября 2022 года, со сбросом воды. Максимальная взлётная масса самолёта-амфибии составляет 60 тонн, максимальная скорость – до 500 км/ч с дальностью полёта до 4, 5 тыс. км и продолжительностью нахождения в воздухе до 12 часов. Это самый большой в мире на сегодняшний день серийный самолёт-амфибия, способен принять в баки 12 тонн противопожарной смеси или воды. И на заметку, AG600 оснащается четырьмя шестилопастными турбовинтовыми двигателями WJ6 взлётной мощностью по 5100 л.с. – это копия советского двигателя АИ-20! Вернее – развитие. Другие винты, редуктор. Серийное производство АИ-20 началось в Запорожье в 1956 году. Как видим, удачная конструкция с возможностью модернизации востребована и спустя 66 лет.
Ещё одна премьера – самолёт-заправщик Xian-YY20 (ранее обозначался YU-20 или Y-20U) создан на базе военно-транспортного Y-20, уже хорошо известного по предыдущим выставкам в Чжухае. Он внешне очень похож на российский Ил-76. Первый его показ здесь состоялся ещё в 2016 году. Тогда же серийные Y‑20, оснащаемые опять же российскими двигателями Д-30КП‑2 и имеющие грузоподъёмность 55 тонн, начали поступать в ВВС НОАК. Сейчас в строю находится уже более трёх десятков таких самолётов. Темпы производства сумасшедшие! В ноябре 2020 года в Сиане началось производство Y-20B, на котором применяются уже китайские турбовентиляторные двигатели WS-20 с высокой степенью двухконтурности. То есть Китай, возможно, уходит от двигательной зависимости.
Забавно, китайцы продемонстрировали ремоторизованный вариант советского кукурузника Ан-2. Надо отметить, что похожие варианты показывали Новосибирск и Запорожье. Модернизированный вариант Y-5, получивший обозначение Y‑5BG, оснащается американским турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331‑12UAN мощностью 1100 л.с. (аналогично последней российской модернизации Ан-2 под обозначением ТВС‑2МС) и комплексом цифровой авионики Garmin G600TXI. У нас такой вариант модернизации не прокатил, а про американские двигатели сегодня лучше и не вспоминать.
Китай зависим от авиаграндов?
Новый принц среднемагистральной авиации китайский пассажирский C919 (аналог нашего авиалайнера МС-21) с ходу получил предоплату от 300 китайских авиаперевозчиков, а всего набрал 815 заказов, в том числе от немецких, тайских и... американских авиакомпаний. Это что, угроза «Боингу»? Странно. К тому же самолёту ещё предстоит получить сертификат для эксплуатации в Европе и США, значит, в процесс могут быть втянуты Госдеп и Еврокомиссия.
При этом Китай не отказывается от сотрудничества с «Боингом» и «Эрбасом». «Эрбас» начал производить самолёты A321 в Тяньцзине. Что означает, Китай способен поставлять всю линейку моделей самолётов семейства «Эрбас» A320. Об этом сообщает агентство «Синьхуа». «А321 в настоящее время является одним из самых популярных самолётов семейства А320, – сказал Джордж Сюй, генеральный директор Airbus China. – Этот шаг демонстрирует нашу непоколебимую поддержку китайского рынка».
А главная авиастроительная корпорация Китая (COMAC) и американский «Боинг» в Чжухае подписали соглашение о расширении сотрудничества в рамках совместного исследовательского центра. Об этом сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на газету «Шанхай чжэнцюаньбао». Как отмечает издание, цель соглашения – поддержать устойчивое развитие авиационной отрасли и продлить сотрудничество COMAC и Boeing в рамках совместного Центра устойчивых авиационных технологий, созданного в 2012 году, на пять лет.
Россия озаботилась двигателями для пассажирских самолётов
На расширение производства авиационных двигателей всей линейки российских гражданских и военно-транспортных самолетов правительство выделит свыше 44 млрд рублей. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин. С помощью расширения производства отечественных двигателей правительство хочет сократить зависимость воздушного транспорта от иностранных материалов, комплектующих и оборудования, заявил Мишустин. По его словам, перед отраслью поставлены «совершенно чёткие» задачи. В течение двух лет необходимо произвести около 50 двигателей ПД‑8 для «Суперджета», 20 ПС-90А – для среднемагистральных Ту‑214 и 14 ПД‑14 – для «будущего флагмана российской авиации» МС-21. Планируется также выполнить исследования двигателя большой тяги ПД-35 и до конца 2024 года завершить разработку и создание его прототипа.