В ходе европейского военного конфликта, горячая фаза которого происходит на Украине, наметились новые направления, которые в ближайшие недели могут стать определяющими. Главное здесь – кому и что достанется. Поскольку не только Польша, которую премьер-министр Британии Черчилль называл гиеной Европы, но и её соседи не прочь вернуть утраченное. Речь о государствах, граничащих с Украиной на западе. Это Румыния, Венгрия и Польша. Оказалось, что все они вдруг почесали репы и принялись вычислять, что должно им обломиться после завершения военной операции России на Украине.
Будем ссылаться только на иностранные источники, которые находятся в открытом доступе. Начнём с Румынии. Всегда считалось, что руководители этой страны после её выделения из Австро-Румынии в 1918 г. смотрели на Россию, скажем, без всякого уважения. По крайней мере у коммунистического лидера страны Николае Чаушеску была своя нефть, и он всегда держался от СССР подальше, хоть Румыния и была соцстраной.
После развала СССР и вступления Румынии в НАТО эта неприязнь поначалу зашкаливала. Но последнее время там приутихли и стали посматривать на Украину, как комодский варан на укушенную им жертву. Он не спеша наблюдает за её конвульсиями, чтобы потом неспешно сожрать. Одновременно румыны выдают украинским гражданам румынского происхождения румынские паспорта. Говорят, их выдали уже больше 50 тысяч. Апофеозом стало высказывание 17 сентября бывшего министра иностранных дел Румынии Андрея Марги. Вот оно:
«Мы находимся в исключительной ситуации. И со всей ответственностью я заявляю о том, что Украина находится в неестественных для неё границах. Она должна отдать Транскарпатию Венгрии, Галицию – Польше, Буковину – Румынии, а Донбасс и Крым – России. Это территории других стран».
Напомню, что сказано это было не в ночном шоу на Первом канале или на телеканале «Россия», а в Венгрии, стране – члене НАТО.
Что имел в виду бывший министр иностранных дел Румынии? Начнём издалека.
В 1795 г. закончился третий раздел пришедшей в упадок Речи Посполитой между Российской империей, Австро-Венгрией и Пруссией. Тот кусок, который сегодня называют Западной Украиной, вошёл в Австро-Венгрию, как и часть более западных бывших польских земель. Про отошедшие к Российской империи земли известно всё. Но есть нюансы. Вступая в Первую мировую войну, осенью 1914 г. в планах императора Николая Второго было воссоединение всех исторических русских земель. Речь шла о Червонной или Галицкой Руси, а также Закарпатье и Буковине. Эти территории в советское время стали называться Западной Украиной. Это уже при СССР, а при Николае Втором они должны были просто войти в состав России непосредственно.
Идём дальше. Внимание! Часть принадлежавших Австро-Венгрии земель, отошедших после раздела Польши Будапешту и Вене, по планам Николая Второго должны были присоединить к Царству Польскому, входящему в состав Российской империи. Польша становилась автономным государством в политическом и военном союзе с Россией, как и Великое княжество Финляндское.
Не оставил Николай Второй своим вниманием и огромную часть Германии с названием Восточная Пруссия, северная часть которой является сегодня Калининградской областью РФ и Клайпедским краем Литвы. А вот по планам Николая Второго Южная Пруссия должна была войти в состав новой Польши, в составе Российской империи.
Увы, в истории не бывает сослагательного наклонения. Возврат земель осуществил уже не Николай Второй, а Иосиф Сталин. При этом отпущенная Лениным на волю Польша была разгромлена немцами, Австро-Венгрии вообще не стало. На её осколках появилась Румыния.
А сейчас мы подходим к самому главному – кто чего хочет на фоне проведения специальной военной операции? Ситуация, скажем так, очень напоминает поведение Британии и США в 1944 г., когда стало ясно, что СССР может не только стать единственным победителем Гитлера, но и дойти до Пиренеев, по крайней мере – до Парижа, как в 1813 году. Все стали чесать репы.
Начнём с Румынии, экс-министр которой высказался наиболее откровенно о том, чего хотят в Бухаресте. Княжество Румыния появилось на политической карте Европы через 7 лет после рождения Владимира Ильича Ленина – в 1877 году. После участия в Первой мировой войне на стороне Антанты, а значит и России, Румыния воспользовалась большевистским переворотом в Петербурге и отхватила у гибнущей Австро-Венгрии Трансильванию и российскую Бессарабскую губернию. Плюс Буковину, которая сегодня входит в состав Черновицкой области Украины и где проживает до 15% этнических румын. Претендует Румыния и на Бессарабию – часть Одесской и Черновицкой областей. Понять можно – рядом Молдавия, которую румыны считают давно своей.
Как известно, товарищ Сталин забрал у румын и Буковину, и Бессарабию обратно. Но они, как оказалось, до сих пор считают эти земли своими, хотя владели ими лишь с 1918 по 1940 год. Так что с Румынией понятно.e_SClB
Следующий комодский варан – это Венгрия. Страна претендует на всё Закарпатье, почти 900 лет входившее в состав венгерского королевства. Но вслух говорит пока только о полоске земли на границе Венгрии и Украины с центром в городе Берегово. Эта территория населена почти исключительно венграми. Им раздали уже больше 100 тыс. венгерских паспортов. Этническим венграм Будапешт даже пенсии платит в 12 тыс. гривен, что очень много. Территория мизерная, но вопрос для венгров принципиальный. Да и лиха беда начало. Если вспомнить, чем владела Австро-Венгрия в этом регионе, получится очень многим. Кроме Закарпатской области с центром в городе Ужгороде это Львов и Тернополь. Но здесь вовсю делят будущую землю другие комодские вараны – поляки.
Они первые ещё в апреле этого года, сразу после начала СВО опубликовали в Варшаве карту раздела Украины, и Львов на той карте – центральное место экспансии. Напомним, что такое город Львов. Основан галицким князем Даниилом Романовичем в XIII веке. С XIV по начало XVIII в. входил в состав Речи Посполитой. С 1772 г. после первого раздела Польши отошёл Австрии и до 1914 г. был городом с названием Лемберт. В 1914 г. был взят русскими войсками и стал центром Галицкого генерал-губернаторства. С 1919 по 1939 г. вернулся в состав Польши. С 1945 г. вошёл в состав Украинской ССР.
Так что понятно – путём простой математики поляки могут любому доказать, что это их хотя бы по числу лет, когда город принадлежал им. Плюс дикая обида на бандеровцев, уничтоживших здесь почти 60 тыс. поляков. Сегодня они Бандеру не трогают. Как видно, затаились и только ждут своего часа. Но требовать возврат собственности убитых в Волыни поляков уже начали.
Польские политологи говорят, что поляки ведут негласный диалог с Москвой, о том, чтобы Россия не возражала о возврате Львовской области Польше. Это, конечно, тайна. Но в последнее время поляки перевели стрелки на немцев, а про нас почти не вспоминают. Как видно – боятся спугнуть удачу. Хотя иной раз их всё же заносит – президент Дуда заявил, что Львов может пойти в качестве репараций России за дела Второй мировой войны.
На все указанные выше претензии бурно реагируют только в Киеве. И это вызывает удивление. В Вашингтоне могли одним щелчком пальца прекратить все эти разговоры, заставив хотя бы венгров и румын замолчать. Поляки – не в счёт. На то они и поляки.
Тем временем дискурс о будущем территорий, вошедших в состав Советской Украины, набирает в Восточной Европе обороты.