Турбины «Северного потока-1» работают на основе авиадвигателя «Роллс-Ройс»
№ () от 6 сентября 2022 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
«Газпром» объявил, что прекращает прокачку газа в Европу через «Северный поток – 1». Ростехнадзор выявил нарушения в работе газоперекачивающей станции и обязал устранить нарушения. Это может означать, что в руководстве страны принято решение о жёстком реагировании на новые европейские санкции. Да и что в компрессорной станции может сломаться так, что газ нельзя перекачивать через трубу на дне Балтийского моря?
Начнём с того, что в работе газоперекачивающей станции на компрессорной станции «Портовая», что в Ленинградской области с турбиной Trent-60 от немецкой фирмы «Сименс», 2 сентября случился кошмар. Из агрегата вытекла струйка моторного масла. Немцев из «Сименса» об этом уведомили, но они стали косить под дурака, мол, ремонтировать негде. Интересно, почему негде? Но начнём издалека.
Что находится между входом в трубу в Ленинградской области на станции «Портовая» и выходом в городе Грайфсвальд в Померании, на территории бывшей ГДР? Правильно – труба, проложенная по дну Балтийского моря аж на 1220 километров.
И всё же главная часть газопровода находится на российском берегу. Это компрессорная станция. Она создаёт давление в трубе ни много ни мало 220 атмосфер.
Такое давление воды можно обнаружить в самой глубокой точке Чёрного моря – 2200 метров. А труба «Северного потока» протянута на мелководном дне Балтийского моря – глубина 210 метров. Значит, в трубе 220 атмосфер, снаружи – всего 21. И ничего – труба с толщиной стенки в 4 сантиметра не рвётся!
Но это всё лирика. Сейчас о главном и сенсационном. Сами понимаете, что создавать такое давление в трубе может только мощнейший компрессор на российском берегу Балтики. Такие компрессоры делаются на базе авиационных турбовентиляторных двухконтурных двигателей высокой мощности. И все, кто понимает в технике и кто не понимает, твёрдо уверены, что эти компрессоры сделаны немецкой фирмой «Сименс». Только про неё мы и слышим.
Так вот, первый секрет – фирма «Сименс» делала только карбюраторные авиадвигатели, да и то – в первой трети XX века. Сто лет назад. А недавно представила электрический авиадвижок. С его помощью закачивать в трубу газ под давлением 220 атмосфер невозможно никогда.
Но вернёмся к настоящему турбовентиляторному двигателю, на базе которого делают компрессорные станции. Как всё это функционирует? На лопатки вала компрессора подаётся сжатый раскалённый воздух. Он, в свою очередь, поступает из «горячей части», или камеры сгорания. Через лопатки раскалённый воздух и раскручивает вал турбины. В горячей камере сжигается тот же природный газ, который поступает в трубу. Но это лишь небольшая доля всего закачиваемого в трубу природного газа.
Напомню, что турбина сделана на базе авиационного двигателя. Её мощность на «Северном потоке – 1» – 60 мегаватт. Или 90 тыс. лошадиных сил. Все шесть турбин на станции «Портовая» имеют суммарную мощность 396 мегаватт. Именно они гнали по «Северному потоку – 1» 60 млрд кубометров природного газа в год.
А сейчас возьмите себя в руки! Турбина «Сименс» – только по документу «Сименс». На самом деле это газоперекачивающий компрессор из авиадвигателя линейки «Трент» английской фирмы «Роллс-Ройс».
Движки линейки «Трент» с литерами от 600 до 1000 устанавливаются на самые разные самолёты авиагигантов «Боинг» и «Эрбас». В том числе на огромный «Эрбас А‑380».
Как правило, газоперекачивающие агрегаты делают из выработавших ресурс авиационных двигателей. Похоже, именно из такой потекло масло в «Портовой», и «Газпром» остановил какую-либо прокачку через «Северный поток – 1». Этот агрегат даже название имеет – «Трент-60», как и вся линейка авиадвигателей фирмы «Роллс-Ройс». Это не совпадение названия с английским движком «Роллс-Ройса». Для такого кульбита «Сименс» в своё время прикупил в канадском Монреале заводик по силовым агрегатам. Заводик получил название Siemens Energy Canada и оказался под одной крышей с заводиком Rolls-Royce Canada. Они даже базируются под одной крышей и имеют общий въезд.
«Роллс-Ройс» занимается этим давно и очень успешно. А «Сименс» всего лишь ставит на него свой лейбл.
Наши «Пермские моторы» в этом смысле не жульничают. В Перми делают движки ПС-90А для Ил-76, Ил-96 и Ту-214. Именно из таких бывших в употреблении авиадвигателей делают газоперекачивающие агрегаты мощностью до двух с половиной мегаватт. Другие газоперекачивающие агрегаты делают из авиадвигателей НК-25 КБ имени Николая Кузнецова. С этими движками летает Ту-22М – сверхзвуковой стратегический ударный бомбардировщик. Газоперекачивающий агрегат из этого двигателя имеет название НК-36СТ. Пермские и Рыбинские двигателестроители обеспечивают ими не только Россию, но и многие страны, где эксплуатируют газопроводы.
Ещё раз – их делают из выработавших ресурс авиадвигателей. Увы, но такой мощности, какая нужна для гигантского «Северного потока – 1», мы пока не делаем. Вот появится ПД-35, тогда появятся и сверхсиловые агрегаты.
Но вернёмся к великому и ужасному немецкому «Сименсу», который вовсе не «Сименс», если говорить о перекачке газа, а английский «Роллс-Ройс». Этим и объясняется, почему немцы юлят и косят под идиотов. Англичане посылают их подальше.
Англичане понастроили у себя в стране терминалов для сжиженного газа и скоро возьмут Европу за горло. Чтобы немцы и прочие любители санкций побежали в Лондон с протянутой рукой. Зачем тогда чинить оборудование для «Сименса»? Поэтому и протечку масла на своём агрегате на станции «Портовая» они едва ли будут ремонтировать. Нагадить немцам и французам – для англичан святое.
Так что, резюмируя то, что зашито под подкладкой якобы немецкого агрегата, можно смело сказать, что в канадском Монреале «Роллс-Ройс» перемещает свои «Тренты» в соседний цех за стенку. И уже там «Сименс» их пакует, обвивает проводами с компьютерным железом и программным обеспечением. Само собой – ставит немецкое клеймо.
А сейчас давайте подведём итог. Турбина Industrial Trent 60, из которой потекло масло на станции «Портовая» «Северного потока – 1», сделана из авиадвигателя Rolls-Royce Trent 800. Мы имеем дело с отвёрточной сборкой немцев. Именно поэтому все поломки газоперекачивающих турбин останутся поломками, пока англичане не снимут с нас санкции. А они не снимут их никогда, пока не поставят на колени Германию, заставив её покупать сжиженный газ у Лондона.
Возвращаясь к газовым агрегатам, в защиту немцев можно сказать, что такие мощные авиадвигатели, на базе которых работал «Северный поток – 1», делают пока только две фирмы в мире. Это «Роллс-Ройс» и «Дженерал Электрик» из США. Мы будем третьими, когда освоим ПД-35, а за ним и ПД-50. Лет за 10–15 справимся. Главное – начали.
Напоследок почти о приятном. На «Северном потоке – 2» установлены агрегаты «Ладога». Их делают в России. Делают на базе американского двигателя фирмы «Дженерал Электрик». Тоже вроде на наш. Но собирают его по лицензии в цехах «Невского завода» совместно с дочкой «Дженерал Электрик». Этот агрегат можно ремонтировать и обслуживать в России. Пока от американцев козьей морды не наблюдается. Может, от того, что таких агрегатов нужны единицы. Они погоды в политике не делают. Вот если бы мы закупали вообще все компрессорные газовые агрегаты за границей – нам был бы «капец». К счастью, самые распространённые агрегаты от 6 до 25 мегаватт мы делаем сами и продаём другим. И ещё вопрос – нужны ли будут нам такие мощные газоперекачивающие агрегаты, если «Газпром» окончательно обратит свой взор на внутренний газовый рынок?
И вообще, вас не удивляет, что из компрессора, сделанного на базе лучшего в мире авиационного двигателя «Роллс-Ройс», что установлен в «Портовом», вдруг потекло масло?
Прям вот взяло и потекло! И в самый подходящий момент, когда европейские чиновники совсем с катушек сорвались. Что на руку как нам, создающим условия для выздоровления Европы от разного вида антироссийской чумы, так и англичанам, мечтающим схватить Германию и Францию за горло, о чём они мечтали все последние тысячу лет.
Как говорится – Бог им в помощь!