Недавно Владимир Зеленский заявил, что поддерживает идею строительства второго самолета Ан-225 «Мрия», но пока не может выделить на это необходимые 800 млн долларов. Напомним, что первый и единственный экземпляр сгорел на аэродроме Гостомель в Киевской области в начале спецоперации армии России. Отметим, что он был построен ещё во времена СССР.
Об интересе к созданию еще одного экземпляра «Мрии» говорил и известный предприниматель, основатель Virgin Group Ричард Брэнсон, который побывал на Украине в конце июня. Он отметил, что «Мрию» можно оснастить новейшим цифровым оборудованием.
Японские эксперты ставят под сомнение рентабельность Ан-225. Спрос на услуги авиалайнера в мире будет ограничен, да и возможность реорганизации менеджмента в компании «Антонов» остаётся под большим вопросом.
Одной из причин постройки Ан-225 стала необходимость перевозки различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска в рамках создания советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия–Буран». Самолёт был разработан в АНТК имени О.К. Антонова. Главным конструктором стал Виктор Толмачев.
Самолет был построен на Киевском механическом заводе, но создавал его весь Советский Союз. Двигатели изготовили на Запорожском моторостроительном заводе, многие части фюзеляжа производились в Ульяновске, производством крыльев и центроплана занимались в Ташкенте. Детали для управления Ан-225 изготовляли в Москве, шасси – в Нижнем Новгороде, а красили самолёт рабочие из Воронежа. Первый полет Ан-225 совершил 21 декабря 1988 года.
Свой первый и последний космический полет орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. А вся программа была закрыта в 1993-м. Единственный летавший в космос «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, при этом Ан-225 продолжал летать. На его счету было свыше 200 удачных транспортировок крупногабаритных грузов. Он считался воздушным транспортным средством номер один в мире, позволяющим перевозить грузы весом до 250 тонн.
До сих пор аналогов Ан-225 в мире нет. Существующие самолёты-гиганты A3ХХ-100 F компании «Аэробус» и Боинг-747 заметно ему уступают. Их грузоподъемность составляет 150 тонн.