Британия пытается проявлять амбиции и строить из себя старшего после США члена НАТО. На днях Лондон объявил о возвращении британских сухопутных войск в Германию. Понятное дело, для сдерживания пресловутой «российской угрозы». В ФРГ в годы холодной войны стояла мощная Британская Рейнская армия (БРА), состоящая из трёх танковых дивизий. Но потом её ужали до трёх бригад и вовсе вывели. И вот теперь она возвращается. Кроме этого после долгих обсуждений и заламывания рук британская сухопутная армия вступила в очередную программу реформирования. Она называется Future Soldier. Что это за английский «солдат будущего» такой?
Британцы хотят создать в Германии так называемый «хаб» с батальонной группой и хранилищем техники, которой должно хватить примерно на мотопехотную бригаду. По версии Лондона, это нужно для того, чтобы «быстрее реагировать на вызовы». Хорошо понятно, что под этим термином англичане имеют в виду противостояние с Россией.
Поэтому стоит им напомнить, что будет, в случае если дойдёт до выяснения отношений с Западом в такой форме. Не приходится сомневаться, что в это хранилище прилетит нечто термоядерное, причём задолго до того, как эта техника будет расконсервирована. Впрочем, многие в Англии сомневаются, что Лондон пойдёт на столь опрометчивый шаг. По мнению критиков, британская армия, случись что, даже в полном составе сможет удержать русских максимум всего несколько дней. В общем, в Туманном Альбионе сейчас не очень-то верят в свою армию.
При этом такие же «хабы» англичане планируют создать на базе учебных центров, существующих в Омане и Кении. Видимо, британцы сильно переживают за бывшие колонии в Африке. Они пытаются сохранить там своё влияние, глядя на то, как бодро наши «военные частники», за спиной которых маячит вся мощь России, выпихивают из очередной африканской страны ранее хозяйничавших там французов.
Также для более быстрого реагирования на угрозы англичане формируют новую бригаду спецназа в дополнение к уже существующим частям спецназа вроде 22-го полка SAS. Планируют они превратить в коммандос и бывшую бригаду морской пехоты. Это достаточно странно, учитывая то, что десантные корабли под неё пока что списывать передумали.
Какие же ещё идут процессы в английской армии и куда они её заведут?
Меньше, но не лучше
Прежде всего следует отрешиться от сопровождающей реформу английской армии пропагандистской трескотни про «самую радикальную реформу за 20 лет» и грядущее превращение британских сил в «более подвижную, компактную и профессиональную армию». Подобное многие служившие в армии России в 90-х годах прошлого века тоже слышали не раз. Надо понимать, что это лишь обычное прикрытие сокращения. Мол, нас останется мало, зато мы в тельняшках.
По сути, английская реформа представляет собой программу очередного сокращения. Итак, вместо 83 тыс. человек через четыре года в армии останется 73 тысячи. Хотя численность резервистов, которых насчитывается порядка 29 тыс., почти не изменится. Просто сокращать их уже некуда. Надо понимать, что данная численность английской армии находится на самом низком с 1770-х годов уровне.
В плане организации изменится нынешняя система деления на «Адаптивные силы», включающие в себя пехотные бригады 1-й дивизии. Они воюют на разного рода МРАПах и броневиках и предназначены для защиты прежде всего британских островов. И «Силы реагирования», состоящие из десантников и тяжёлых бригад 3-й дивизии – танковых и «ударной». Есть в Англии также 6-я дивизия, в которую сбросили связь, снабжение и всё прочее.
После реформы дивизии сохранятся, но их роли несколько изменятся. Английскую армию, по сути, поделят на три основные компоненты – тяжёлую, среднюю и лёгкую. В первую войдут две танковые бригады, куда и сведут все оставшиеся танковые батальоны и батальоны мотопехоты на БМП, и бригаду «глубокой ударной разведки». Её хотят пересадить на бронемашины семейства «Аякс». Изначально это австро-испанская БМП ASCOD‑2, превращённая в Англии в целое семейство машин.
Но они получились сильно так себе – большие, слабо вооружённые и слабо защищённые, шумные, склонные к опасным для экипажа вибрациям. В войсках этой техникой недовольны. Но, очевидно, начальство это волнует мало. На кону прибыли и «престиж» – разрушившей своё бронетанковое производство Британии надо чем-то гордиться, даже если машина изначально чужая. В результате сложно сказать, что и как можно «глубоко разведывать» и кого «ударять» на таких вот «Аяксах».
Основу средней компоненты составят две мотопехотные бригады на германских БТР «Боксер» и производных машинах. А лёгкой – две бригады пехоты на МРАПах и лёгких броневиках. Причём в каждую компоненту добавят по легкопехотной бригаде, похоже, вообще без бронетехники и артиллерии. Как эти «бегуны» собираются не отставать от своих моторизованных и механизированных коллег и как воевать, чтобы их просто не перепахали бронёй, – вообще непонятно.
Возможно, у британцев просто не хватает денег на их оснащение, а разогнать ещё и эти соединения они не рискуют. Или они рассчитывают воевать в джунглях, где техника не очень нужна? Но зачем тогда постоянно угрожать России?
При этом такие бригады будут теперь громко называться «бригадными боевыми группами», как и в США. К слову, вся реформа делается с оглядкой на американцев. Например, в сокращаемой армии нашли место для превращения одной из бригад в SFAB – расшифровывается и переводится как «бригада поддержки сил безопасности». У американцев теперь таких много. Эта новомодная бригада будет состоять из военных советников, обучающих разных туземцев воевать за интересы США и Британии. Например, обучать украинцев.
Похудение в технике
При этом в технике британская армия «похудеет» ещё сильнее, чем в личном составе. Вместо нынешних 227 танков, из которых в строю было порядка 170, останется 148. В строю и вовсе будет 120. Но зато им планируют провести наконец модернизацию. После чего вместо «Челленджер‑2» их назовут «Челленджер-3» – хотя это не новые машины. Новые строить негде, завода нет.
Число недавно модернизированных БМП «Уорриор» уполовинят с 780 до 380, урежут и число гусеничных и колёсных БТР. А вместо них добавят пресловутые «Аяксы» и различные лёгкие броневики. Зато планируется увеличить число РСЗО с 50 аж до 64, а САУ – с 89 до 120. Делается это опять же вслед за американцами, которые в РСЗО видят единственное средство хоть какого-то противодействия многочисленной и мощной российской ствольной и реактивной артиллерии. Есть у англичан планы и по усилению ПВО войск, новыми ЗРК CAMM, но это достаточно сомнительная система с габаритами нашей С‑350, но дальностью всего 25 км.
В целом британская армия сейчас проводит довольно масштабную реформу, которую, впрочем, даже на родине уже вовсю подвергают критике. Говорят, что в результате она станет ещё более «облегчённой» и хуже вооружённой. Однако, похоже, на амбициях руководства Великобритании это пока никак не сказывается. В результате Лондон однажды может попасть в очень нехороший переплёт.