В ночь с 21 на 22 ноября команда научного судна «Академик Страхов», которое не входило в территориальные воды Дании, с помощью малых плавсредств организовала эвакуацию учёных и части судового экипажа с «Академика Иоффе». Под арестом они находились с 1 ноября.
Совбез и наука
«Аргументы недели» несколько раз сообщали об этой крайне неприятной истории (см. «Академик Иоффе». Что стоит за его арестом в Дании», №44, и «Миннауки не реагирует на арест судна «Академик Иоффе», №45). Сообщали о том, что основной причиной ареста стали, скажем мягко, головотяпство и полный непрофессионализм чиновников Министерства науки и высшего образования, которое отвечает по всей строгости российских законов за научный флот.
По нашей информации, даже операция по подготовке и проведению эвакуации разрабатывалась и проходила не под контролем МОН, а под чутким руководством Совета безопасности страны. Причём с привлечением всех силовых ведомств, вплоть до Минобороны. В результате, как говорится, «без потерь» удалось перебросить на борт «Страхова» 23 человека из научного состава и 11 членов экипажа «Иоффе». Ещё 27 членов экипажа остаются на судне для обеспечения его жизнедеятельности.
Сколько ещё один из самых крутых судов научного флота России будет просто стоять в датском порту под арестом – одному Посейдону известно. Канадская фирма, в обеспечение иска которой был арестован «Иоффе», сдаваться не собирается. Наши, требующие немедленно отпустить государственное имущество, – тоже. Такие юридические головоломки порой решаются годами!
Кто бы что ни говорил, но наши арктические конкуренты сейчас довольно потирают ладошки: Россия отстанет от научных арктических работ. И это будет чистой правдой! Но если дело просто ограничится только арестом одного «Иоффе», то министру МОН Фалькову свечку надо поставить за счастливый исход. Практически весь наш научный флот, во всяком случае суда неограниченного района плавания, могут быть арестованы прямо во время экспедиции в любой точке мира! В иске в Федеральный суд Канады, по решению которого «влетел» «Академик Иоффе», значатся и «Академик Вавилов», и ещё 7 судов научного флота.
Какие в такой ситуации могут быть исследования Мирового океана?! С соседской Данией нам подфартило: «Страхов» выгрузил очередную экспедицию и шёл по пути домой в Калининград. А если бы «Иоффе» арестовали где-нибудь в Кейптауне?
Как вы лодку назовёте
Самое обидное, что «зима не пришла внезапно»! О возможности ареста государственного имущества – собственник всего научного флота – Российская Федерация – стало известно не вчера. Об этом в Миннауки сообщал Институт океанологии, говорили руководству академики, неоднократно делали публикации «Аргументы недели». Писали, говорили – как об стену горох!
МОН занято чем угодно: дистантами, прививками, объявлением псевдоконкурсов, налаживанием дружбы народов, требованием отчётов в сотни страниц с учёных и публикаций в западных научных журналах… Чем угодно, кроме реального развития фундаментальных и, как следствие, прикладных наук.
За весь Мировой океан – научный флот, определение стратегических приоритетов, программы исследований, формирование экспедиций и ещё огромный круг вопросов и проблем – отвечает замначальника совсем не главного департамента координации деятельности научных организаций. Это героиня наших публикаций – некая Наталья Голубева. И хотя на сайте её биографию и образование убрали, известно, что никакого отношения к океанологии она не имеет. Начальник департамента – вообще историк. Профильный замминистра Алексей Медведев – управленец-экономист. В руководстве Миннауки нет ни одного учёного! Ни единого! О чём математик, физик, океанолог будут говорить с юристом?!