Чем примечательно российское участие в этом почтенном мероприятии? Солидно, красиво, шумно. Особенно в отечественной прессе и на ТВ. «Русские витязи» на Су-30СМ призваны показать свой невероятный, противоречащий законам физики пилотаж. Прилетела целая эскадра самолётов – и собственно участники, экспонаты авиасалона, и вертолёты с беспилотниками в чреве транспортников, и VIP-борта «соучастников» – Минпромторг, «Ростех», ОАК, Рособоронэкспорт... Главное, чтобы по делу, чтобы эффект был не в отдалённой перспективе, как обычно, а здесь и сейчас. Dubai Airshow 2021 – самая удобная площадка для российских производителей авиационной техники, все традиционные покупатели отечественных самолётов и вертолётов обязательно здесь присутствуют. И никаких глупостей типа «пустим русских, не пустим русских», как это бывало на аналогичных мероприятиях в Европе.
Checkmate – равнение на МиГ-21
Давайте сразу расставим приоритеты. С боевой авиацией у нас в целом всё почти отлично – серийный Су-57 вот-вот получит двигатели «второго этапа», они обеспечат крейсерский полёт на сверхзвуке, это один из главных признаков самолётов пятого поколения. Самолёт уже обзавёлся в названии буквочкой «Э», что обозначает экспортную версию. Как подчёркивает глава «Ростеха» Сергей Чемезов, это единственный в мире тяжёлый истребитель пятого поколения, предлагаемый на экспорт. Китай свой самолёт пятого поколения пока придерживает, американцы производство F-22 «Раптор» фактически прикрыли ещё в 2011 г. – он получился дико дорогим. С учётом затрат на разработку одна единица в ценах 2008 г. стоила 350 млн долларов! Для своих ВВС и армий союзников они сделали «бюджетный» однодвигательный F-35, стоимость которого под 100 млн долларов тоже не слишком радует покупателей. Между тем за 100 млн долларов Индия планировала покупать наш тяжёлый Су-57. Но пока эти планы находятся в замороженном состоянии, а у нас Минобороны планирует закупить 76 Су-57 и оснастить ими три авиаполка. Там, глядишь, и зарубежные покупатели появятся.
Тем временем наши привезли в Дубай полноразмерный макет (или прототип?) лёгкого истребителя 5-го поколения Су‑75 Checkmate («Шах и мат»). На нём использованы технологии, отработанные на Су‑57. Он однодвигательный и явно более привлекательный по цене по сравнению с американским одноклассником F-35. Других конкурентов на горизонте пока не видно. Самолёт открытой архитектуры, проще говоря, есть возможность удовлетворить какие-либо особые пожелания заказчика. Предусмотрена даже беспилотная версия самолёта. Лазерное шоу с его презентацией посетил эмир Дубая Его Высочество Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум – вице-президент и премьер-министр Объединённых Арабских Эмиратов.
В общем, вектор с упором на лёгкий Су-75 верный, в мире достаточно относительно небогатых, но платёжеспособных стран, мечтающих иметь в составе своих военно-воздушных сил истребители 5-го поколения, способные использовать богатую номенклатуру вооружений. Оно будет не на внешних подвесках, а размещено внутри фюзеляжа для снижения радиозаметности для радиолокационных станций систем ПВО. По расчётам конструкторов, самолёт сможет брать на борт более семи тонн средств поражения. Это много! Ракеты «воздух-воздух», «воздух-земля» и бомбы, истребитель и ударный самолёт в одном лице. Глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщил, что три опытных самолёта уже заложены на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, в 2023 г. их должны поднять в воздух и приступить к испытаниям.
Осталось вспомнить всемирный успех советского лёгкого однодвигательного истребителя 3-го поколения МиГ-21, который был построен в умопомрачительном количестве экземпляров – 11 с половиной тысяч! И это без учёта построенных в Китае 2500 штук под названием J-7. Самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории авиации, кое-где он по сей день стоит на вооружении. Так что у создателей Су-75 Checkmate есть на кого равняться.
Между гражданской и военной авиацией пока неодолимая стена
Комфортно на выставке себя чувствует компания «Кронштадт». Она производит разведывательно-ударный беспилотник «Орион» большой продолжительности полёта. По характеристикам он относится к тому же классу, что и распиаренный турками «Байрактар», но данным, доступным в открытой печати, он превосходит «турецкоподданного» по ряду ключевых параметров, масса полезной нагрузки почти в два раза больше. Генеральный директор компании Сергей Богатиков уверенно говорит об интересе зарубежных заказчиков к экспортной версии «Орион-Э». В Дубай «Кронштадт» привёз ещё одну интересную разработку – автоматизированное рабочее место оператора дронов. С него один человек может управлять двадцатью разнотипными беспилотниками.
«Вертолёты России» привезли целую стаю вертолётов. Это уже хорошо известные и зарекомендовавшие себя в вооружённых конфликтах Ми-28НЭ, Ка-52, Ми‑171А2. Они будут участниками и статичной экспозиции, и лётной программы. Новые модификации этих вертолётов впервые демонстрируются именно в ОАЭ.
Ещё один интересный вертолёт – Ка‑226Т «Альпинист». На небольшом вертолёте соосной схемы по требованию индийских заказчиков конструкторы сумели сбросить 400 кг веса. Потому и «Альпинист»: в горах каждый килограмм на счету. Парадокс в том, что наши инженеры для этого, в частности, убрали детали фюзеляжа из композиционных материалов и вернулись к применению традиционного металла из авиационных сплавов. Отсюда и заметный рост характеристик скороподъёмности.
Тяжёлый по международной классификации вертолёт Ми-171А2, с салоном повышенной комфортности, после демонстрации на авиашоу домой не полетит, будет передан заказчику из ОАЭ. Лёгких многоцелевых «Ансатов» здесь сразу два, один с медицинским модулем, второй – с VIP-салоном в стилистике бренда Aurus. Что тут скажешь, шейхи в Эмиратах любят шикануть, Aurus – это для них.
Теперь о гражданских самолётах. Впервые в зарубежную командировку отправили МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14. Говорить про самолёт можно долго, выглядит он стильно, салон самый широкий среди одноклассников, в отличие от «Боингов» семейства 737 в нём пассажиру легко разойтись с движущейся навстречу по проходу стюардессой с тележкой. Технические характеристики самолёта более чем достойные. Но ждать, что покупатели бросятся оформлять на него предзаказы – смешно. Рынок в этом сегменте давно поделён между гигантами-концернами «Боинг» и «Эрбас». К тому же многие эксплуатанты с опаской смотрят на МС-21, хорошо помнят, как провалился при запуске в эксплуатацию «Суперджет». Техническое сопровождение, доступ к запчастям, послепродажное обслуживание были отвратительными, что стало ахиллесовой пятой самолёта. Поэтому надо будет смотреть, как полетят серийные МС-21 в авиакомпаниях, а это дело будущего.
А для «Суперджета» вроде бы нашли дело. Сделали Aurus Superjet! VIP-борт со всеми возможными наворотами. Получился, проще говоря, солидный и довольно крупный бизнесджет. Налёт у таких самолётов обычно не очень большой, это не регулярные рейсы по городам и весям, так что с техническим обслуживанием проблем быть не должно. За счёт того что на борт не предполагается брать сотню пассажиров, самолёт получил дополнительные баки и дальность около 7500 километров. Этого вполне достаточно, чтобы долететь от Москвы до Владивостока. Другое дело, мировая практика показывает, что для бизнес-авиации в сегменте крупных самолётов предпочитают брать 5–10-летние машины на вторичном рынке и переоборудовать их в VIP-борт под вкусы главного пассажира. Что ждёт «Суперджет» в роли бизнесджета, пока неизвестно.
Кто из наших не долетел до аэрошоу в Дубае, так это самолёты «Ильюшина». Ил‑112В и Ил-114-300. Единственный лёгкий военно-транспортный Ил-112 потерпел катастрофу, а Ил-114 по причине однотипных с ним двигателей прикован к земле.