Вокруг синьцзянского хлопка между КНР и странами Запада развернулся новый конфликт. Потери европейцев от закрытия рынка одежды Китая могут составить десятки миллиардов долларов. Китай ответил на западные хлопковые санкции не только кампанией против европейской одежды. Пекин напомнил Западу, как тот загрязнил ураном территорию бывшей Югославии и вызвал в этом регионе подъем онкологических заболеваний.
Внимание Китая к гуманитарной катастрофе в Югославии обозначилось во время турне министра обороны Китая Вэй Фэнхэ по странам Восточной Европы. Газета «Женьминь Жибао» напомнила, что 22 года назад войска НАТО во главе с США без одобрения Совета Безопасности ООН совершили нападение на Союзную Республику Югославию. Более 20 лет спустя люди все еще не избавились от последствий войны и 15 тонн обедненного урана, которыми военные НАТО загрязнили регион.
Согласно исследованию Чрезвычайного центра Сербии, множество детей, родившихся в этом регионе после 1999 года, в возрасте от 1 до 5 лет страдают от нейроэктодермальных опухолей, в возрасте от 5 до 9 лет – от гематологических злокачественных новообразований, а в возрасте от 9 до 18 лет – от опухолей мозга. Кратный рост смертности мирного населения от онкологических заболеваний начался в Сербии после бомбежек НАТО.
«Такой объем урана в тысячу раз вреднее атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году», – подчеркивает «Женьминь Жибао».
Выдвинутые Китаем обвинения являются ответом европейцам, которые ввели санкции против ряда китайских чиновников за «систематические нарушения прав человека» в отношении мусульман-уйгуров. Эти меры включают заморозку активов и визовые запреты для четырех китайских чиновников и одного юрлица.
В качестве ответной реакции КНР также ввела санкции против ряда физлиц и предприятий из США и Канады. Кроме того, Китай ввел ответные санкции и против Евросоюза.
Компании Hennes & Mauritz (H&M) и Nike выразили озабоченность в связи с информацией о том, что жителей Синьцзян-Уйгурского автономного района заставляют собирать хлопок. Компании решили бойкотировать синьцзянский хлопок. В ответ на это три китайские ретейл-платформы – Pinduoduo, JD.com и Tmall – сняли продукты H&M с продажи. Шесть магазинов одежды шведской H&M были закрыты в Китае по решению арендодателей. Кроме того, магазины шведской компании пропали из навигаторов Apple Maps и Baidu Maps.
По мнению экспертов, ситуация в первую очередь угрожает самой компании H&M. Китай является четвертым крупнейшим рынком для ретейлера после Германии, США и Великобритании. В 2020 году на КНР пришлось 5,2% продаж компании. На 30 ноября 2020 году у H&M было 505 магазинов в Китае. Акции компании продолжают падать.
Аналитики McKinsey сообщают, что по итогам 2020 года совокупная прибыль компаний мирового сектора одежды упала на 93% по сравнению с 2019-м. Сервис данных Statista приводит показатель совокупной выручки компаний сектора в 2020 года в 1,5 трлн долл. При этом в 2021 году среди крупных рынков рост по отношению к 2019 году прогнозируется только в Китае, на 5–10%, тогда как остальные страны покажут спад.
Эксперты отмечают, что конфронтация КНР и Евросоюза может сказаться и на будущем Всеобъемлющего пакта об инвестициях.
«В прошлом году Китай обогнал Штаты в качестве крупнейшего торгового партнера блока, объем импорта и экспорта составил 586 млрд евро (692 мдрд долл.)», – сообщило немецкое издание Deutsche Welle.