Бывало, что болеет человек, а все вокруг только рады. Не то что лекарство принести – наоборот, пытаются спровоцировать очередной приступ недуга. Звучит диковато, но случалось у нас и такое.
Речь об икоте. Конечно, те легкие приступы, которые иногда посещают каждого из нас, серьезного лечения и не требуют. Так, водички попить порекомендуют, дыхание задержать. Если не повезет с лекарем-советчиком, можно попробовать напугать. Это, мол, тоже помогает.
Но иногда икота бывает долгой, томительной. В народном представлении раньше напасть эту связывали с вселением в человека злого духа. Славяне считали, что во всем виноваты колдуны, которые выращивали икоту в виде насекомых, лягушек и червяков, а затем пускали их по ветру, сажали на деревья, у колодцев. Делали они это не по доброй воле, а понуждаемые бесами.
Дух попадал в жертву с едой, питьем, воздухом. Помимо икоты мог вызывать боли, приступы зевоты, мешал работать, есть редьку, лук, рыбу. Естественно, что не нравилось ему, когда человек, в которого он вселился, вдруг делался набожным, читал религиозную литературу. Справедливости ради стоит заметить, что в народном представлении в кого попало такие духи не вселялись. Не носил человек креста, не молился при входе в дом, перед едой не крестился, ругался – были все шансы подцепить икоту.
Проявлял себя дух не сразу, обычно через несколько лет после вселения в жертву. Мог начать говорить, назвать себя, рассказать, как попал в человека и даже предсказывать будущее. Потому-то иногда односельчане и провоцировали у больного приступы, произнося нелюбимые духом слова: «лягушка», «рыба» или имя колдуна, который способствовал его вселению в человека. Интересно ведь знать, что тебя в жизни ожидает или куда пропала та или иная вещь, да и просто с духом поговорить не каждый день удается. А тут такая возможность.
Лечили болезнь славяне весьма традиционно – держали во рту крест, молились, повязывали на голову или шею шелк, парились в бане. Но это все меры, заглушающие икоту. Вылечить ее совсем мог только очень сильный колдун. Выходила из организма она в виде кусочка мяса, рыбы, а то и целой лягушки. Тут ее следовало схватить и, помолясь, сжечь в печи с закрытой заслонкой.
В большинстве дошедших до нас быличек об икоте подчеркивается, сколь важно соблюдать религиозные нормы поведения. Естественно, кто бы спорил. Но все-таки сколь же внушаемы люди! Сейчас-то мы знаем, что непроходящую икоту могут вызывать самые разные причины. Это инсульт, черепно-мозговые травмы, гастрит, глаукома и т.д. Но случались у нас в истории самые настоящие психические эпидемии. Например, «пинежские икотницы». Известен случай, когда женщины Пинежского района Архангельской области месяцами икали, якобы заражаясь икотой друг от друга. Врачи уверены, что развитие подобных эпидемий было связано с самовнушением и взаимовнушением. Только представьте себе: живете в деревне, одна из соседок икает и не может остановиться. Проходит месяц, и рядом начинает икать еще одна. Потом еще. Спрашиваете – с чего это вы? Отвечают: заразились. Долго ли тут не заболеть?
Пинежская икота включена даже в международный список психических заболеваний. Лечат ее снотворными и успокоительными средствами. А некоторые пинежане до сих пор носят соль в кармане, а над дверями домов вешают бумажки с молитвами. Говорят, если взглянет кто искоса, – нужно ругнуться, и все обойдется.
Прочтя все вышесказанное, остается лишний раз напомнить, что одной из главных составляющих крепкого физического здоровья у всех без исключения народов России всегда была психическая устойчивость.