> Российскую гражданскую авиацию во время пандемии спасли размеры страны - Аргументы Недели

//В мире 13+

Российскую гражданскую авиацию во время пандемии спасли размеры страны

№  () от 2 февраля 2021 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Фото АГН «Москва» / С. Киселев

Российские авиакомпании по итогам 2020 г. перевезли 69, 2 млн пассажиров, на 46% меньше, чем годом ранее, сообщала Росавиация. Международные перевозки при этом буквально рухнули на 76% в сравнении с предыдущим годом, до 13, 1 млн человек. Внутренние сократились на 23% – до 56, 2 млн человек. Можно сказать, что гражданскую авиацию России спасают размеры нашей страны.

«Сейчас просто не время летать...»

Эти слова прозвучали из уст премьер-министра Канады Джастина Трюдо во время телеобращения к нации. Фактически Канада закрылась от внешнего мира. Международные рейсы выполняются всего в четыре аэропорта страны с жесточайшими «антиковидными» правилами. За рубежом на борт самолёта, вылетающего, скажем, в Монреаль, можно будет попасть только с действующим ПЦР-тестом. По прилёте – снова обязательные ПЦР-тесты в аэропорту прибытия. А потом пассажир отправится не по своим делам или домой, а на срок до трёх дней в определённый государством отель. Фактически на карантин до получения результата теста. И за свой счёт, что обойдётся в сумму более 2 тысяч долларов! Ну а там как повезёт...

Авиакомпания Emirates, со своей стороны, тоже усложняет жизнь пассажирам – к медицинской маске выдают защитную, на всё лицо, из прозрачного пластика. Раньше в таких косили московские газоны работники из ближнего зарубежья, сейчас они изредка встречаются на головах особо ответственных граждан. Но в спокойной атмосфере авиалайнера маска нещадно потеет, да и сидеть часами с обручем на голове как-то некомфортно. Не время летать?

Другая авиакомпания-монстр Singapore Airlines надела своим стюардам и стюардессам электронные браслеты. Такие же, как надевают лицам, находящимся под домашним арестом. Прилетел в другой город, надел браслет и в отель на отдых, никуда не сворачивая, – по авиационным правилам после длительного рейса экипаж остаётся ждать следующий борт своей авиакомпании, где он, в свою очередь, заменит прилетевших коллег. Таковы санитарные нормы, это безопасность полётов. Теперь всё под контролем – ужин в номере, и спать. Контакты с «товарищами по работе» вне служебных обязанностей также под запретом. Жуть!

На Тайване бортпроводники после каждого международного рейса автоматически отправляются на недельный карантин, сдают тесты. И что интересно – дисциплинированные жители Азии готовы вытерпеть почти любые ограничения, лишь бы сохранить работу.

Портал Lenta.ru со ссылкой на издание The Sun пишет, что эпидемия COVID-19 приводит и к анекдотическим ситуациям. Британский военнослужащий тайно в багажнике автомобиля провёз иностранную любовницу на авиабазу Королевского военно-морского флота в Йовилтоне, графство Сомерсет, и две недели прятал её в шкафу в своей комнате. Чтобы избежать разоблачения, военнослужащий повесил на дверь помещения табличку с надписью «Не входить, об уборке позаботимся сами». Женщину нашли офицеры безопасности, которые учуяли странный запах и вскрыли дверь помещения. Женщина родилась в Юго-Восточной Азии, однако жила в Европе и получила гражданство Нидерландов. Рождество 2020 г. британец встретил с любимой, которая позже, после новогодних празднеств, собиралась вернуться в Нидерланды, но тут границы и закрыли. Тогда-то военнослужащий и решил приютить её на авиабазе.

С пессимизмом – в ближайшее будущее, с оптимизмом – в далёкое

Прогноз Международного совета аэропортов (ACI World) показывает, что восстановление авиасообщения в 2021 г. будет медленным и неопределённым, на считаные проценты, и без государственной поддержки отрасль может потерпеть полный крах. Но российские авиакомпании пока держатся, повторюсь, страна огромная, без авиации никак. Другое дело, что наши авиаперевозчики основные «сливки» снимают именно с международных рейсов, а их стало в прошлом году значительно меньше.

А вот далёкое будущее, можно сказать, лучезарное. Ожидается, что в 2031 г. Китай станет крупнейшим пассажирским рынком, обогнав США, и по прогнозам далее продолжит доминировать, имея чуть более 3, 6 млрд пассажиров, что составит 18, 3% доли мирового рынка пассажирских перевозок. Далее следуют США и Индия с 2, 9 и 1, 3 млрд пассажиров соответственно. Вместе эти три страны будут обслуживать почти 40% мирового пассажиропотока. Для сравнения: в благополучном 2019-м лидировали авиакомпании США, они перевезли 800 млн пассажиров. Через десять лет в небе станет тесно, если, конечно, какая-нибудь новая зараза не погрузит мир в пучину пандемии и панических настроений. Отсюда, видимо, началась спешка с проектом российско-китайского лайнера, сообщает ТАСС: «Стороны согласовали и утвердили такие параметры воздушного судна CR929, как форма фюзеляжа, его размер, основные материалы конструкции и подобрали главных поставщиков. Производство разрабатываемого совместно Россией и Китаем широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта должно начаться в 2021 году. Его первый испытательный полёт намечен на 2023 год». Что-то сомнения берут, что самолёт построят за два года, но как знать, может быть, китайцы поднажмут?

И тут возникает новая проблема – где взять столько подготовленных пилотов? За несколько последних лет, до явления миру COVID-19, этот вопрос встал в полный рост. Военно-воздушные силы большинства стран, не исключая и российские ВКС, стали жаловаться на переманивание военных лётчиков в гражданский сектор. Зарплаты в разы выше, не служба с тревогами, боевыми дежурствами и внезапными командировками в горячие точки, а размеренный график работы, возможность больше времени уделять семье и минимум риска, который у военных лётчиков всегда где-то рядом. И вот придумали! Ещё в 2016 г. американское NASA стало изучать версию – а не оставить ли в пилотской кабине всего одного человека? Эксплуатанты авиационной техники задумались, как ещё можно «оптимизировать» управление самолётом. Напомним, раньше в состав экипажа пассажирского лайнера входили: командир воздушного судна (КВС), второй пилот, штурман, бортинженер, радист. Это как минимум. Современные лайнеры производятся и проектируются под двучленный экипаж – капитан и второй пилот. Обязанности остальных взяли на себя умные электроника и автоматика, так значительно дешевле с точки зрения коммерции. Сегодня, по правилам выполнения полётов, в пилотской кабине пассажирского самолёта всегда должны находиться два члена экипажа. Нужно одному из пилотов покинуть на минутку кресло, в кабину пилотов приглашается бригадир бортпроводников – человек, у которого за спиной часто сотни пассажиров, не должен оставаться один. Печальные прецеденты были – пилот с суицидальными наклонностями запер изнутри бронированную дверь, когда коллега отошёл в туалет, и направил лайнер в склон горы. И вот вопрос – как «одинокие» пилоты смогут вести самолёты на многочасовых рейсах?

Сейчас многие упрекают современных гражданских пилотов в том, что они превратились в операторов компьютерных систем самолёта, во многом утратили чувство пилотирования «на руках». Дальше можно предположить, что автоматика самолётов будет становиться всё надёжнее и надёжнее, будут внедрены элементы искусственного интеллекта, и надобность в хорошо обученном пилоте исчезнет. Но в нашем времени, даже при многократном резервировании, периодически возникают отказы тех или иных агрегатов и систем самолётов, и остаётся надежда только на мастерство и хорошую подготовку пилота. В будущем отказы техники что, исключаются? Есть сомнения, тем более чем техника сложнее, тем больше в ней потенциально уязвимых элементов. Как пишет Flightglobal, исполнительный директор Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) Патрик Кай считает, что «одиночество в пилотской кабине» не за горами, это станет возможно после того, как лайнеры получат надёжные системы автоматического полёта и посадки, которые в случае нештатной ситуации позволят самолёту продолжать полёт в полностью беспилотном режиме.

Американцы придумали иной выход – в кабине один пилот, а если с ним что-нибудь случится, то специально обученный диспетчер возьмёт функции пилота на себя и посадит самолёт. В принципе именно так уже несколько десятилетий военные управляют разведывательными и ударными дронами-беспилотниками, так что опыт есть. Но как вы думаете – что будет чувствовать одинокий человек в кабине в каких-нибудь долгих трансатлантических рейсах? Да и человеческий фактор с земли может заморочить любую автоматику. Например, в Берлине арестован мужчина, который полгода притворялся авиационным диспетчером. Он пытался с рации, настроенной на специально для этого выделенные частоты, управлять воздушным движением над германской столицей, в том числе полицейскими вертолётами и гражданскими и транспортными самолётами, выдавал заведомо опасные команды экипажам. Говорят, делал это вполне профессионально.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте