В столице Беларуси уже на протяжении полутора месяцев проводятся масштабные акции против режима Лукашенко. Издание «Медуза» сообщает, что в Минске появились целые «протестные дворы».
Детская площадка на улице Червякова стала первым из «протестных дворов», которые за последний месяц появились во многих районах города. Она находится недалеко от Киевского сквера, где еще до выборов президента Беларуси, 6 августа, во время праздника, организованного местной администрацией, два звукорежиссера из Дворца детей и молодежи включили песню Виктора Цоя «Перемен».
Диджеи Владислав Соколовский и Кирилл Галанов были отправлены в изолятор, а позже их изображение появилось на будке между Сморговским трактом и улицей Червякова. Его многократно закрашивали, но оно появлялось снова. Дошло до того, что был организован патруль милиции, который по ночам охранял будку, но как только силовики отлучались, изображение опять возникало на стене.
Фото: «Медуза»
В этом дворе стали проходить ярмарки, мастер-классы по танцам и футбольному фристайлу, концерты и показы мультфильмов, флешмобы. Здесь даже выступали актеры Купаловского театра, который стал одним из символов протеста после того, как директора театра Павла Латушко уволили за оппозиционные взгляды.
На вывеске с правилами пользования детской площадкой появился новый пункт. Теперь, помимо курения, алкоголя и выгула собак, здесь запрещаются силовики.
Городская администрация и силовики держат жителей домов под постоянным давлением. Товарищество собственников трех домов за это время уже оштрафовано на общую сумму, равную порядка 700 тысячам российских рублей. 8 сентября двое местных жителей были задержаны, когда выносили мусор. 11 сентября силовики подошли к ребенку, который писал мелками «Жыве Беларусь!» и потребовали от матери провести разговор с дочкой о запрещенной символике. Местного жителя Степана Латыпова за требование предъявить документы силовики задержали и в машине без номеров увезли в изолятор в переулке Окрестина. Дверь его квартиры взломали, после чего провели обыск. Дома у Степана нашли отбеливатель «Белизна» и препарат, который применяется для травли грызунов и насекомых. Теперь его обвиняют по статье о массовых беспорядках, а также в том, что он якобы планировал использовать против силовиков отравляющее вещество.
Местный житель, восстанавливающий изображения на будке, рассказал, зачем он это делает:
«Я борюсь за свое право что-то решать в родной стране. Через мурал я говорю — я живу в этом дворе и я не согласен. Я больше не могу терпеть невежественное правительство родной страны, я не готов терпеть хамство чиновников, не готов мириться с милицейским насилием и тотальным правовым беспределом. И пока бандиты в балаклавах будут закрашивать мою стену, я буду восстанавливать на ней свой символ».
Мужчина отмечает, что в «протестном дворе» уже больше месяца не видели ни одного сторонника Лукашенко:
«Конкретно в нашем дворе был один человек в первые дни уличных чаепитий, который кричал с балкона «Лукашенко - президент, Путин - красавчик». Но потом он куда-то пропал».
«Мы начали собираться практически каждый вечер, за исключением совсем дождливых дней, и потихонечку знакомились. В итоге познакомились с очень большим количеством людей. Сейчас все общаются на «ты», и это классно: стало легко решать даже бытовые вопросы. Ищешь сантехника — дали контакт сантехника. Нужна дрель — пошел в соседний дом за дрелью, - рассказала местная жительница Яна, которая проживает здесь с 2012 года. - «На площадке я понимаю, что люди, которые здесь собираются, — они не боятся. Чувство страха у них куда-то ушло. Я же здесь живу, почему я должен уходить? Всегда есть люди, которым страшно, но когда в наш двор впервые приехала группа из 20 силовиков, я видела людей, с которыми мы стояли перед этим строем ОМОНа, и все стояли просто с вопросом: какого фига вы сюда пришли? Мы тут в своем дворе. Это как-то нагло было, по-хамски, но при этом все стояли без страха. Один вряд ли бы стоял, все вместе хорошо стояли, крепко».
Фото: «Медуза»
Вслед за соседями с улицы Червякова начали объединяться жители других районов Минска. В микрорайоне новостроек Новая Боровая люди общаются у себя на площади, слушают музыку и фотографируют стену с самодельными плакатами «Где уголовные дела?» и «Па ашчушчэниям Луки асталась на 3 дня» (перефразированная цитата Лукашенко про 1990-е годы в стране: «Муки оставалось на три дня»).
В день президентских выборов жители района праздновали победу - на двух ближайших избирательных участках Светлана Тихановская победила с 85% и 92% голосов. Интернет тогда не работал, и многие люди здесь были уверены, что такие результаты зафиксированы по всей Беларуси.
Жительница другого жилого комплекса «Каскад» Анна рассказала, что 12 августа, проезжая мимо женщин, выстроившихся в цепь солидарности у ЦУМа, она просигналила в знак поддержки. Сразу после этого ее остановили сотрудники милиции и разбили стекло в машине. Девушка испугалась и попыталась убежать, но ее догнали и увезли в милицию - а потом на Окрестина. Аня вспоминает, что ей угрожали 15 годами тюрьмы:
«Думала, что уже все. Посигналила, и теперь 15 лет не увижу никого».
Девушку отпустили, но она все же решила в ближайшем будущем временно покинуть Беларусь.
На борьбу с оппозиционной символикой, появляющейся во дворах Минска, власти отправляют работников ЖЭСа, МЧС, силовиков и людей в гражданском без опознавательных знаков. Несмотря на это, ее количество продолжает только расти.