Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на партийной конференции, заявил, что политика Коммунистической партии в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) себя полностью оправдала. По его мнению, в этом регионе, благодаря мерам властей, установилась стабильность, и выросли экономические показатели.
В США и ЕС уверены, что Пекин приводит мусульманские меньшинства к покорности путем насилия. По данным Евросоюза и Соединенных Штатов, с 2014 года в Синьцзяне были построены сотни лагерей перевоспитания. Была поставлена задача подорвать приверженность уйгуров и казахов к исламу и превратить их в лояльных граждан, которые должны отказаться от идей сепаратизма. В то же время правительство пыталось оторвать сотни тысяч уйгуров от их деревенских корней и отправить их на работу на фабрики в города. Китайские чиновники надеялись, что там они будут зарабатывать больше и не будут привязаны к традиционному укладу жизни.
Пекин намерен расширять индустриальную базу СУАР. Тем не менее, известно, что Вашингтон ввел санкции на ввоз одежды, изделий из волос и технологических продуктов из Синьцзяна. Си Цзиньпин, в свою очередь, отмечает, что с 2014 года в СУАР «экономика росла ежегодно на 7,2%, среднегодовой доход на душу населения увеличился на 9,1%, и более 2,92 млн из 3,09 млн человек выбрались из нищеты. Народ живет в довольстве».
В апреле 2014 года террористы совершили нападение на вокзал в Урумчи, столице района. Было убито 3 человека, 79 ранено. В тот же период уйгурские приверженцы националистической идеологии напали на невинных людей на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Это и стало причиной установления силовиками тотальной слежки в Синьцзяне с помощью электронных устройств.
На состоявшейся конференции Коммунистической партии Китая (КПК), вновь выдвинута задача обуздать религиозный экстремизм и улучшить межэтническую солидарность. В своем докладе Си Цзиньпин отмечает, что всем жителям Синьцзяна необходимо прививать чувство общности китайской нации, а также правильные взгляды на государство, нацию и религию. По убеждению генсека, многие уйгуры, казахи, представители других национальностей СУАР до сих пор исповедуют неправильные взгляды. Они ощущают себя, прежде всего, представителями своей общины, а по религии - мусульманами.
Гонконгская газета South China Morning Post отмечает, что нужно продвигать в массы не только общую китайскую идентичность, но и китаизированную разновидность ислама. А Global Times, печатный орган, принадлежащий КПК, пишет, что это попытка создать такую форму мусульманской религии, которая наиболее соответствует официальной государственной идеологии Китая.