Совсем скоро наступит Самайн. И что же это такое? Самайн – кельтский праздник, знаменующий окончание периода сбора урожая. Но этот день совсем не так уж и прост: с ним связаны колдовские обряды и много, много интересного.
Ежегодно дата праздника одна и та же – ночь с 31 октября на 1 ноября.
Современная интерпретация Самайна – Хэллоуин, но в основе его древний и глубокий смысл.
«Аргументы Недели» побеседовали на «мистическую» тему с руководителем латвийского психологического центра «Аркадия», соавтора книг «Беседы о любви» Галиной Панц-Зайцевой.
«Если мы говорим про Самайн, а не про Хэллоуин, то это время одиночества, когда принято совершать путешествие в глубину своей души. Кельтский праздник. А кельты знали толк в единении с природой и были так суровы, как и она. 31 октября завершаются все полевые работы. Прежний год ушел. А новый еще не пришел. И если не спать между полуночью и двумя ночи, то можно услышать невыразимо печальный звук лопнувшей струны – это время закончилось. Природа выдохнула и ушла во тьму, до Йоля, который сообщает нам, что струны вновь натянуты, и время начинает свой бег.
Самайн, кельтский праздник, history.com
Как отмечали Самайн? Отмечали без веселья, но столы накрывали щедро – всего хватает, закрома ломятся. Хотите честь по чести отметить праздник сейчас: выставляйте ветчины и домашней колбасы с чесноком, буженину, маринованные говяжьи и свиные языки, баранью ногу, тушеную на сельдерее, с анисом, свиной окорок, паштеты и холодец, мясные пироги и запеканки. Непременно хлеб! Вместо гарнира. И приборы для тех, кто ушел в мир иной в этом году, и кого жаль отпускать, чтобы разделить с ним трапезу.
Разговоры за столом ведутся негромкие, музыки – никакой, чтобы услышать, как «время закончится», и перейти на новую ступень в своем развитии, в мастерстве, в знании людей, в понимании законов природы.
На окнах ставили свечи. Для чего? Чтобы духи предков не запутались, а нашли путь к потомкам. И для того, чтобы найти круг света и не пустить в дом ночные кошмары, химеры ноября из прелой осенней листве и паутины.
В Мабон мы перебирали приобретения и утраты, смирялись с оборотной стороной медали, отпускали сына на учебу, дочку в брак, ставили грабли к стенке, выскакивали из замкнутого круга. В Самайн мы сжигаем корабли. Сын вернется другим, дочка ушла из дома навсегда, грабли запер в сарае садовник, замкнутый круг сжался до точки, умерших не вернуть, моложе не станешь. Старое завершилось, новое не началось. Сидите и думайте. Книгу почитайте, свечу зажгите, с умным человеком поговорите, вина с другом выпейте, любимого обнимите, кота потискайте. Самайн же!»