Сегодня, 21 августа, исполнилось бы 90 лет великой актрисе Вии Фрицевне Артмане. Сердце латышской актрисы с русской душой перестало биться 11 октября 2008 года. Но остались ее роли и память… Память и любовь народа.
У каждого латвийца есть «своя» Вия Артмане. Для кого-то эта блистательная Джулия Ламберт из фильма «Театр», для кого-то Екатерина Великая в «Емельяне Пугачеве», а кому-то близка любящая женщина из «Родной крови». Более 70 ролей в кино сыграла Вия Фрицевна Артмане.
Она не была звездой. Она была Дивой! Была до самого последнего своего вздоха.
«Нельзя актрисе на людях показывать свои чувства. Даже тогда, когда больно на душе. Люди принимают это за слабость. А актриса не имеет право показывать свою слабость»,- так говорила Вия Артмане.
Сегодня, на Покровском кладбище в Риге собралось много людей – поклонники творчества актрисы. Нет в Латвии ни одного издания, которое бы не вспомнило Вию Артмане. Ее нет с нами 11 лет, а ее помнят и любят. Это ли не наследие ее таланта?
Кстати, памятник великой латышской актрисе установил белорусский бизнесмен. Дело в том, что у семьи Вии Фрицевны не было денег на установку памятника. Родные обратились за помощью в Латвии, но, увы. Я хорошо помню эту историю. Мне давно о ней рассказывала невестка актрисы Лига. Близкие обратились за помощью к экс-мэру Риги Нилу Ушакову. Он внимательно выслушал, но ответил: «Мне этот вопрос надо решить на заседании». На том все и закончилось. Цена вопроса – 300 латов. Не дал! Не дал той, которая принесла славу Латвии. А помог обычный поклонник из Белоруссии.
Но в годовщину принято с добром вспоминать жизненный путь человека. Не стоит о дурном и мерзавцах. Я так думаю.
Я знала Вию Фрицевну Артмане. Не только по фильмам. Моя мама, которая работала врачом, иногда лечила детей актрисы. А когда я стала журналистом, то мне посчастливилось несколько раз говорить с актрисой.
Какая она была?
Прекрасная, гордая, сильная. Любила Латвию. Любила Россию.
«Я благодарна России и русским людям. Они меня до сих пор не забывают. Пишут мне письма. Да и пенсию я получаю из России. Мне легко было играть русских женщин. Я чувствовала их душой».
Да, чувствовала. Даже перед смертью она приняла православие. Ее окрестили как Елизавету. Три имени в жизни имела актриса: родители нарекли ее Алида, кинематограф дал ей имя Вия, а Бог принял ее как Елизавету.
Латышская актриса с русской душой. Такой всегда и останется Вия Фрицевна Артмане…