Аргументы Недели В мире 13+

Британские «капитаны Сильверы» крепко сели на мель

№ 28(672) от 24.07.19 [ «Аргументы Недели », ]

Британские «капитаны Сильверы» крепко сели на мель

После уничтожения иранским ЗРК своего большого БПЛА типа «Глобал Хок» американцы приуныли. Помахав кулаками после драки, Вашингтон сбавил обороты. Стало ясно, что на серьёзные ответные действия Штаты просто не готовы. Зато нампервый план вышла обнищавшая и исхудавшая бывшая «империя, над котороймникогда не заходит солнце». То есть Британия.

Геройский штурм коммандос

Задержав некоторое время назад иранский танкер, бритты явно не думали о последствиях. Да и изначально это был демарш против Сирии. Дело в том, что в ЕС действуют многолетние санкции на поставку нефти и нефтепродуктов законному правительству страны. А вот оружие «повстанцам» поставлять почему-то можно. Но никогда это эмбарго не затрагивало танкеры других стран, доставлявших нефть в Сирию. До момента, пока британцы не решили выступить на арене в роли ковёрных.

Лондон решил показать зубы не где-нибудь, а в «символе мощи» своей старой империи – несокрушимой Скале, то есть городе-крепости Гибралтар. Случилось это 4 июля – в национальный праздник США. Ровно через 2 недели после того, как иранцы сбили американский дорогущий беспилотник RQ-4H, пожалев самолёт-разведчик с людьми.

Британские коммандос из 42-го батальона морской пехоты, действуя на моторных лодках и с вертолёта, «героически» взяли штурмом стоявший на рейде Гибралтара 330-метровый супертанкер «Грейс 1», находившийся под «удобным» панамским флагом. Судно следовало в сирийский порт Банияс с грузом нефти, которая принадлежала иранцам. Точнее, была оплачена Ираном.

В Сирии есть своя нефть, но нефтяная промышленность только начинает оправляться после возвращения под власть Дамаска.

 

Минздрав Ирана предупреждал

Зачем британцам понадобилось выказывать приверженность санкциям ЕС, который они гарантированно покинут, – сказать сложно. Но суд Гибралтара задержал танкер на 2 недели. В течение этого срока иранцы, которым принадлежал груз, пытались полюбовно договориться с британцами.

При этом, правда, не забыв продемонстрировать и иной вариант развития событий – катера иранцев уже дефилировали группами в Ормузском проливе близ танкеров, принадлежащих британским фирмам. То, что флаги там могли быть какие угодно, – никого не интересует. Большая часть судов в мире ходит под удобными флагами вроде панамского или либерийского.

Британцы даже состряпали типичную «перемогу» в украинском стиле о том, как моряки ракетного фрегата «Монтроуз», который размещён на трёхлетний срок в Заливе, якобы «отогнали» иранские катера от какого-то судна, которое те как будто пытались захватить. Но доказательствами как-то не порадовали. Причём это случилось за считаные дни до того, как иранцы таки ответили на «гибралтарское пиратство».

Попутно иранцы не забывали и об американцах, продолжая поддерживать на них моральное давление. Так, группа десантных кораблей США, проходя Ормузский пролив, сначала была побеспокоена иранским вертолётом «Белл-212» (американского производства), пролетевшим впритирку. А затем мимо них прошла группа иранских ракетных катеров в сопровождении корвета, и появился самолёт-разведчик. Всё это сопровождал БПЛА.

Американцы затем заявили, что сбили беспилотник средствами РЭБ. И даже сказали каким – это стоявшая на палубе система LMADIS на базе лёгкой морпеховской багги, предназначенная для глушения командных линий БПЛА, что действует далеко не на все аппараты.

Иранцы в ответ заявили, что ничего не теряли, и показали видео со своего БПЛА типа «Шахед-121». Стало ясно, что «уничтоженный» аппарат снимал корабли США и после 10:00 утра, когда он якобы был сбит. Иран предположил, что американцы сбили свой аппарат. Действительно, у США есть беспилотники, внешне мало отличающиеся от некоторых иранских.

 

Ответный ход

После этой демонстрации Тегерана англичане сначала подавали иранцам различные дипломатические сигналы о готовности разрулить дело с «Грейс 1», предлагая отпустить танкер за обещание, что он не пойдёт в Сирию. Но иранцев это не устроило – им была нужна полная реабилитация. И, после того как британский суд продлил арест «Грейс 1» ещё на месяц, ВМС КСИР отреагировали, как и обещали. Причём буквально через несколько часов.

Скоростными катерами на фарватере Ормузского пролива был блокирован (они шли по бокам, не давая танкеру вилять). А высаженной с вертолёта Ми-17 группой коммандос захвачен танкер «Стена Имперо». На нём был флаг Британии, но принадлежит он шведской компании, принадлежащей опять же британцам.

Надо сказать, что иранцы могли бы действовать и лучше. Спецназ спускался на танкер только по одному тросу, не используя средства быстрого спуска. Получилось не очень быстро. Но вышло и так нормально – не война же. Одновременно был задержан и другой танкер «Месдар», но его тут же отпустили.

Любопытно, что во время захвата экипаж находившегося не очень далеко британского фрегата «Монтроуз» давал по радио «ценные» советы экипажу «Стена Имперо». Мол, танкер нельзя остановить в международных транзитных водах, и экипажу ничего не будет. А иранцам говорили, что нельзя подниматься на судно – но иранцы их, конечно, не послушались.

 

Неприятности и солидарность

Танкер привели на рейд иранского порта, где он и находится сейчас. Намёк, понятное дело, ясен – отпускайте «Грейс 1», а то будет хуже. Форин Офис пытался упрашивать иранцев, затем угрожать – бесполезно. Тегеран заявляет, что до окончания расследования не может отпустить команду, в том числе и русских. Но никаких проблем у экипажа нет.

Они есть у Лондона, который явно не ожидал такого шага. Задержание английского танкера повлекло за собой очень большой рост страховых взносов на британские фрахты в этом районе.Причём взносы уже подорожали после первых иранских угроз. А этого в Сити не любят, это вредно для бизнеса. И что теперь делать Лондону?

Можно, конечно, надавить на «самый беспристрастный в мире суд» и выпустить «Грейс 1» с извинениями. Но это – потеря остатков лица Британии. Можно упереться рогом, но тогда к одному танкеру быстро добавится ещё десяток. Британских судов и судов, принадлежащих британцам, через Ормузский пролив в день проходит от 15 до 30.

Британия пыталась апеллировать к США. Но отношения между Вашингтоном и Лондоном сейчас весьма прохладные – американцы, на словах выразив горячую поддержку, от конкретики воздержались. Пообещали только разработать некую международную коалиционную операцию «Щит» для защиты мирного судоходства.

Ещё американцы пообещали прислать в Саудовскую Аравию целых 500 морпехов – какой от этого толк? Саудовцы, кстати, согласились, тем более «Стена Имперо» шёл в их порт. Но в целом американцы пока предоставили британцам побарахтаться самим.

 

«Непобедимая Армада» наоборот

Британское правительство и так лихорадит, а тут ещё эта история. Пресса и парламентарии требуют «что-то сделать», но что? Проблема ещё и в том, что у британцев туговато даже с корабельным составом. Тот единственный фрегат не может быть везде сразу. Хотя пытается – якобы 18 раз пробегал проливом туда и обратно, прошёл 4800 миль, сопроводил 30 судов, из них 16 британских. Но это капля в море. А вот усилить его особенно нечем.

Британцы решили отправить в Залив один из двух эсминцев ПВО «Дункан». Он у них вечно отдувается, например, часто сопровождал наши корабли в Ла-Манше. Вместе с ним в поход пошёл фрегат «Кент».

Также отправят одну АПЛ типа «Эстьют» непонятно зачем. Охранять суда она не сможет, оперировать в Заливе на мелководье АПЛ опасно. Британцы пишут, что она будет заниматься радиоразведкой и передавать информацию в штаб. То есть лодке придётся в районе оживлённого судоходства постоянно торчать на перископной глубине, постоянно ожидая неприятностей, да ещё и демаскироваться? Неужели моряков и лодку не жаль?

Ещё планируют отправить в Залив несколько тральщиков – это умная мера, от них там толк будет. Но такими силами никакого устойчивого сопровождения не организуешь, а сбивать все свои суда в конвои и проводить их проливом – так даже это может не спасти от захвата, за всеми не уследишь. Пример борьбы с сомалийскими пиратами это подтверждает – они воровали суда даже под носом у конвоиров из различных флотов. А иранцы – не пираты, а вполне настоящие армия и флот.

Да и не захотят судовладельцы таких сложностей, потому что это потеря времени, а время – деньги.

Была идея применить схему, опробованную в борьбе с сомалийскими флибустьерами: прислать морпехов на десантном корабле, которых вертолётами и катерами сажать перед опасной зоной на свои суда, а потом снимать после её прохождения и сажать на следующие. Но сажать-снимать команды морпехов на 30 судов – это сколько же их нужно и сколько катеров и вертолётов потребуется?

К тому же морпехи не помогут. Схема, работающая против босоногих пиратов с поржавевшими китайскими автоматами, против иранцев не сработает. Они не испугаются. Поэтому от плана отказались с шикарной формулировкой: «Недостаток огневой мощи и численное соотношение сил подразделения морпехов перед иранским спецназом и катерами приведёт к тому, что морпехи пополнят число заложников».

В общем, британские «капитаны Сильверы» своими пиратскими действиями «крепко сели на мель и нескоро с неё сойдут», как говорил капитан Смоллетт. Ситуация классического цугцванга – хороших ходов практически нет, все с недостатками. Думать надо было головой, прежде чем кашу заваривать.

Loading...

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью