Какие вузы предпочитают латвийцы?
8 июля 2019, 12:34 [«Аргументы Недели», Татьяна Тимука ]
В этом году правительство преподнесло поступающим в вузы Латвии подарок: учиться по-русски уже никто не сможет. Нигде в Латвии. Но есть альтернатива – английский язык. Многие вузы Латвии предлагают больше программ на английском языке, особенно по таким «модным» направлениям, как менеджмент, бизнес, финансовый аналитик.
Почему в Латвии больше нельзя получить высшее образование на русском языке?
Статья 56 Закона о высшем образовании гласит, что государственные высшие школы организуют учебный процесс на госязыке или на других языках, являющихся официальными языками ЕС. Данный закон вступил в силу 1 января 2019 года и относится также к частным вузам.
Русский язык не входит ни в одну категорию закона.
Какие же вузы и специальности выбирают латвийцы?
Больше всего латвийцев интересуют такие вузы, как Рижский технический университет и Латвийский университет.
А топ – 5 востребованных профессий – фармацевт, врач, инженер по интернет – безопасности, финансовый аналитик, менеджер по продукции.
Добавим, что прием документов в латвийские вузы начался с 1 июля.
Какие профессии еще востребованы жителями Латвии?
Не секрет, что одна из самых высокооплачиваемых профессий в ЕС – профессия пилота. Действительно, данная специальность неплохо оплачивается в Латвии. Средняя заработная плата летчика варьируется от 4 000 до 6 000 евро до уплаты налогов.
Разумеется, что такая романтическая профессия привлекает многих молодых латвийцев. Но есть одно «но»: проблемно в Латвии получить эту специальность. Почему? Причин несколько: высокая стоимость обучения, нехватка специалистов, «непонятное» учебное заведение. Что значит «непонятное» учебное заведение?
В Латвии есть такой вуз, как TSI (институт транспорта и связи), где готовят пилотов. Сложно сказать, сколько в этом году будет желающих освоить профессию пилота в TSI?, но за последние годы желающих было до десяти человек. Данная информация была получена от одного «гостевого» педагога.
Более того, «хозяйкой» латвийского TSI была Наталья Филева, совладелица S7, которая погибла в авиакатастрофе в Германии. И теперь судьба данного вуза неизвестна. Но прогноз не слишком хороший: финансирование института транспорта и связи…. «завернули». Можно и не успеть окончить данный вуз.
Но существует еще одно высшее учебное заведение, где готовят пилотов – Академия пилотов airBaltic Training.
Что известно о данной академии?
Практически ничего, кроме «зазыва» получить образование за 69 000 евро. За два года. Данная академия предлагает освоить профессию пилота всего за два года!
А теперь давайте сравним! Во всем мире известно летное училище в Рязани. Еще и в советское время там училось очень, очень много иностранцев. Учеба длилась четыре года.
Небольшое отступление. Я вспомнила слова сатирика Михаила Задорнова: «Раньше будущие пилоты учились на самолетах, а теперь на мониторах».
Лучше и не скажешь…
Итак, что же еще предлагает академия латвийской авиакомпании?
Выпускникам академии будет предложена работа в компании airBaltic. Это естественно! Дело в том, что вряд ли мировые авиакомпании захотят иметь у себя специалиста из неизвестного учебного заведения, да и с «подмоченной» репутацией самой авиакомпании.
Так где-же получать профессию пилота «бедным» латвийцам?
Я обратилась с этим вопросом к специалисту в области международной авиации, политику, экс-мэру Даугавпилса Жанне Кулаковой: «Я считаю, что в Латвии мало учебных заведений по данному профилю. И нет здоровой конкуренции. Это хорошо, что открылась академия. Да, стоимость высокая. Но нет же конкуренции. Если бы было открыто 4 или 5 учебных заведений по данной специальности, то и цены, возможно, были иные. Несомненно, стоит привлекать профессионалов – педагогов из других стран. Это только улучшит качество образования. Тогда и студенты поймут за что они платят. Что касается латвийского института транспорта и связи, то я думаю, что у этого вуза нет будущего. Конечно, сложно сказать, что будет дальше, но из той информации, которую я имею – нет. Разумеется, мне хочется видеть прекрасных специалистов в данной области. В Даугавпилсе, например, был филиал TSI. И желающих получить данную специальность было много, но, увы… Головной офис «сделал» все, чтобы этого не произошло. Я не буду углубляться в нюансы, но все мои усилия на тот момент, как мэра и специалиста в международной авиации, не увенчались успехом. Там институт «не работал». Но я надеюсь, что возникнет в Латвии здоровая конкуренция по данной специальности. Развитие будет. Я – оптимист!»
Конечно, хотелось бы хороших специалистов и здоровой конкуренции, но возможно ли это в Латвии? Не задушит ли конкурентов та же академия национальной авиакомпании? Сомневаюсь! Им конкуренты не нужны. А пока… Пока иностранные специалисты работают в Латвии. Видимо, такая судьба.