Какая судьба ждет Памятник Освободителям от фашизма в Латвии?
20 июня 2019, 11:22 [«Аргументы Недели», Татьяна Тимука ]
Не утихает шум вокруг Памятника Освободителям от фашизма: одни требуют сноса памятника, а другие называют такой ход «обыкновенной дикостью». Дело дошло до того, что Сейм Латвии взял «дело в свои руки».
На парламентской комиссии по иностранным делам начали рассматривать дальнейший ход коллективного заявления по поводу сноса памятника Освободителям.
Комиссию решили создать, но к единому мнению о том, кто будет участвовать в ней депутаты Сейма не пришли.
Например, депутат от «Нового Единства» Оярс Калниньш высказал свое мнение: «Эта идея очень опасна для Латвии и очень провокационна».
Депутат Мария Голубева из «Развития.За» прокомментировала вопрос так: «Чем дольше мы поддерживаем в повестке дня этот вопрос, тем больше даем материала для недружественной Латвии пропаганды».
Ясно только одно, вопрос о сносе Памятника Освободителям повис в воздухе.
Вопрос о судьбе данного мемориала поднимается не первый год.
Например, в 2013 году министр иностранных дел Эдгарс Ринкевич заявил позицию государства накануне встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым.
«Президент Латвии, премьер и я четко обозначили нашу позицию по этому вопросу. Мы против сноса памятника по двум причинам: эти действия могут стать мощным стимулом для раскола общества. Во-вторых, эта инициатива противоречит положениям соглашения России и Латвии от 1994 года и другим международным нормам».
Напомним, это было в 2013 году.
Что происходит сейчас?
МИД Латвии пояснил ситуацию сегодняшнего дня.
«В связи с решением парламента не происходило обмена нотами, а также в МИД России не вызывался латвийский посол».
Министерство иностранных дел Латвии, на сегодняшний день, не поддерживает сноса памятника. Более того, глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс, напомнил, что и 20 лет назад в ходе обмена нотами дипломаты России и Латвии подтвердили, что этот мемориал является охраняемым.
«20 лет назад мы и близко не были в первых рядах интеграции в ЕС и НАТО. В то шли дискуссии о латвийско-российском договоре о границе. Это были актуальные вопросы. Если мы завтра проснемся и нет этого строения, действительно ли кто-то думает, что люди 9 мая перестанут собираться и смотреть на 9 мая иначе?»