"Великий" раскол американской элиты: битва Трампа и демократов впереди
23 апреля 2019, 10:54 [«Аргументы Недели», Марина Панюжева ]
Как-то незаметно на фоне обнародования выводов расследования Службы специального прокурора нашумевшего cговора президента США Дональда Трампа с РФ произошли в апреле изменения в расстановке сил в нестабильной администрации. Уже в мае на смену министру внутренней безопасности К. Нильсен и руководителю Секретной службы Р. Аллеса придут К. Макалинан, глава таможенно-пограничного контроля, и Дж. Мюррей, действующий сотрудник. Прошение об отставке также подала исполняющая обязанности заместителя министра внутренней безопасности Кл. Грейди.
Очередные кадровые перестановки не связаны с борьбой «несистемного» Трампа за политическое выживание, как в 2017 − 2018 гг. В то время беспрецедентные расследования Конгресса, ФБР и спецпрокурора Р. Мюллера «русского следа» в президентскую кампанию, пропагандистская кампания либеральных СМИ и угроза импичмента заставили Трампа пожертвовать «ближним кругом» и усилить команду ястребами (М. Помпео, Дж. Болтон, Дж. Хаспэл). В итоге, ужесточение внешнеполитического курса сказалось на ухудшении американо-российских отношений.
Ясно, что небывалая текучесть кадров (62% высокопоставленных сотрудников) говорит о размежевании американской «старой» политической и «новой» деловой элиты. Однако в администрации конкурирующие группы бизнесменов,военных,консервативных республиканцев и идеологов «белого национализма» не выступили единой командой. Система сдержек и противовесов на основе сетевых коммуникаций дала очевидный сбой.
Возможно, «глубинное государство» пыталось отвлечь внимание на внутриполитические разборки и повысить непредсказуемость внешней политики США. Как пишет Le Figaro, Вашингтон добивается, чтобы ни одна страна не смогла чётко спрогнозировать долгосрочные цели США, меняющиеся в зависимости от обстоятельств.
По замыслу американских разработчиков, новый порядок, основанный на правилах двойных стандартов, укрепит американское лидерство. Однако перераспределение влияния в пользу незападного мира и региональные интеграционные проекты (Большое евразийское партнерство) и повышение культуры взаимоуважительного диалога несколько усложняет для США поиск инструментов глобального доминирования.
После ноябрьских промежуточных выборов, когда республиканцы смогли сохранить большинство в Сенате, наступил второй этап замены не прошедших тест на лояльность кадров (генпрокурор Дж. Сешнс, взявший самоотвод от расследований, заместитель советник по национальной безопасности М. Рикардела, глава аппарата Белого дома Дж. Келли, установивший дисциплину, министр обороны Дж. Мэттис, выступивший за сохранение иранской сделки и американских ВС в Сирии и Ираке).
Увольнение Кирстен Нильсен объясняли её нечёткой позицией в борьбе с мигрантами. Это принципиальный вопрос для Трампа, который в противовес демократам стремитсяполучить деньги на строительство стены на границе с Мексикой (5,7 млрд. долл.). После 35-дневной приостановки работы правительства он ввёл режим чрезвычайного положения на границы и наложил вето на резолюцию об отмене указа. Видимо, после набившего оскомину российского расследования разыгрывается мексиканская карта.
Как утверждают СBS и CNN, отставка Нильсен и Аллеса, ставленников Келли, означает «масштабное обновление» Департамента внутренней безопасности, инициированное главным советником Ст. Миллером. На этапе консолидации команды следует ожидать череду громких отставок, особенно в свете обнародования Департаментом юстиции выводов доклада по «российскому делу» спецпрокурора.
После 22 месяцев ни сговор Трампа с Россией, ни его попытки воспрепятствовать правосудиюне были установлены. Были предъявлены обвинения 34 гражданам, в том числе 6 бывшим членам команды. Москва обвиняется в кампании по дезинформации в социальных сетях и кибероперациях по взлому электронных ящиков Демократической партии и штаба Х. Клинтон.
В этой связи МИД РФ выразил надежду на то, что Вашингтон признает «инсинуации о российском вмешательстве». Несмотря на низкий рейтинг поддержки (37%), Трамп назвал расследования своим «полным оправданием» и намерен его представить своим козырем.
Хотя 19 апреля генпрокурор Уильям Барр отчитался Конгрессу, демократы Н. Пелоси и Ч. Шумер потребовали опубликовать полную версию доклада и вызвать Мюллера в Конгресс. Эту идею также поддерживают либеральные СМИ.
Вероятно, демократы постараются доказать препятствие Трампа правосудию, всячески дискредитировать и не допуститьего переизбрание на выборах в 2020 г. Понятно, что «охота на ведьм» далека от завершения, а расследования в семи комитетах Конгресса будут продолжены в отношении нелегальных пожертвований, финансовых нарушений в ходе избирательной кампании и деятельности Trump Organization. В непростых условиях кадровая чехарда будет активно использоваться для консолидации сил вокруг Трампа.
В итоге, фактор мнимой агрессии РФ выступает переменной в сложных отношениях Трампа и демократов, которые привыкли азартно играть в расследования и могут частично изменить повестку президента. Тем не менее, с помощью контроля верхней палаты Конгресса и кадровых перестановок Трамп сохранит власть – импичмент исключается многими экспертами.
По мере затухания поиска «русского следа» могут появиться шансы для ограниченного возобновления российско-американского взаимодействия. Газета New York Times неслучайно обвинила Трампа в отсутствии решительных мер против РФ после отравления экс-сотрудника ГРУ С. Скрипаля. Поскольку «российская карта» не должна использоваться для усиления американского влияния, важно продумать ассиметричные ответы на вызовы, исходящие от администрации, и использовать возможности для формирования международной повестки.