Аргументы Недели → В мире 13+

Нотр-Дам-де-Пари: собор на четырех церквях

, 16:05 , Шеф-редактор балтийского бюро АН

Горел Нотр-Дам-де-Пари. Странно это и очень больно. История Собора Парижской Богоматери насчитывает 850 лет. Его построили на месте, где прежде возвышались четыре храма. Он был разрушен в Великую французскую революцию. И возродился вновь во многом благодаря Виктору Гюго. 

У каждого человека есть свой Нотр-Дам-де-Пари. Своя история и свои воспоминания.

Помню свою первую поездку в Париж – девяностые годы. Я очень хотела увидеть Париж. Увидеть Собор Парижской Богоматери. Ведь я же читала Гюго и обожала Францию. Я просто была на седьмом небе от счастья: мне, человеку советской эпохи, просто не верилось, что я в Париже. Мои маленькие сыновья, обычно шумные, притихли и с удивлением смотрели на восторженную маму. Вот он – Собор! Я замерла перед этим величием. Дети замерли перед витражами. Мой английский муж, всегда выдержанный и немногословный, изрек: «God how beautiful!» Потом я была много раз в Париже и даже недолго работала во Франции. Потом я много раз любовалась Собором Парижской Богоматери: и днем, и вечером, и ночью, и летом, весной, зимой. Но первое мое знакомство с Собором всегда останется в моей памяти.

Собор горел. Паника и безумие охватила французов. Словно время остановилось. Это же святыня Франции. Как пережить этот ад? Невозможно. Что будет с реликвиями? Что будет с терновым венцом Иисуса? 

Произошла настоящая трагедия. Поврежден один из важнейших религиозных центров христианства. 

Но Бог сохранил святыни, перед которыми молятся и католики, и православные: Святой Терновый венец Иисуса, часть Животворящего Древа Господня, Святой Гвоздь.

Да, реликвии спасли. Спасли и пожарные, и священник. Жан-Марк Фурнье помог пожарным вынести из полыхающего Собора священные реликвии. Благодаря ему был спасен Терновый венец Иисуса. Он настоял, чтобы ему разрешили войти в здание с пожарными. Об этом сообщил мэр 15-го округа Парижа Филипп Гужон.

Власти Франции подтвердили, что значительная часть шедевров и священных реликвий Собора была спасена. Но далеко не все.

Мари Л, французский журналист: «Да, многое удалось спасти. Сейчас сложно сказать определенно, какие ценности уцелели. Много произведений искусств и скульптур успели вывести из Собора и перевести через реку Сену в парижскую ратушу. Но есть невосполнимые и страшные потери: фрагмент тернового венца, и священные реликвии из аббатства Сен-Дени. Я была около Собора. Молилась и плакала со всеми. Для нас Собор значит очень многое. Настоящие герои – пожарные. Их было 400 человек. Кто-то сейчас говорит, что они не знали, как тушить. Это ложь! Они знали все! Они делали свою работу. Меня удивляют советчики. Что за чушь учить профессионалов? Нас упрекали в том, что не была дана команда сбрасывать с вертолетов воду! Как люди не понимали, что этого делать было нельзя: вода пробила бы каменный потолок! Сегодня мы молимся, чтобы дожить до того дня, когда восстановят Собор. Мы, французы, благодарны всем, кто помогает. Уже собрано более миллиарда евро. Помогают и крупные компании, и бизнесмены, и простые люди. Наш президент Эммануэль Макрон обещал, что Собор будет восстановлен в течение пяти лет. Но главное еще впереди. Лично мне важно, чтобы выяснили причину пожара. Я сама журналист, но не спешила бы с выводами. Многие коллеги выдвигают версии: неправильные строительные работы, случайность, поджог. Могу сказать, что я не верю в случайности. Это мое мнение»

Как Латвия реагирует на трагедию во Франции?

Янис Домбрава, депутат Сейма от Нацблока: «Единственный раз, когда я своими глазами наблюдал фантастический Собор Парижской Богоматери, было около года назад. Тогда мусульманский террорист добился того, чтобы это место было закрыто. Годом спустя Собор сожжен. Не знаю, кто виноват, но грустно смотреть, как французы скорбят о пропавшем символе, пока бродяги со всего мира, которые живут за счет французов, радуются о сгоревшем христианском Соборе. Не знаю, кто виноват, но мигранты – зло!»

Эдгарс Ринкевичс, глава МИД Латвии: «В телефонном разговоре с послом Франции в Латвии Одиль Супизон я предложил помощь и поддержку в восстановлении Собора Парижской Богоматери. Быть может в его конструкции в будущем будет какой-нибудь латвийский дуб. Да и советы наших умельцев пригодятся»

Отец Николай, православный священник из Латвии: « Да, это трагедия. Храни Господь французов! Но это звоночек для Франции. Что-то не так идет. Если Господь попустил это, то есть смысл. Хорошо, что реликвии спасли. Восстановят Собор. Обязательно восстановят. Господь все управит!»

Не первый раз Собор Парижской Богоматери был разрушен. Его восстановили. И сейчас будет также! Обязательно. 

Уничтоженный и рожденный вновь!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram