Можете не верить, но как вам тот факт, что уже как два года все поезда в Голландии, а это свыше 5,5 тысячи единиц подвижного состава, передвигаются с помощью энергии, полученной от … ветрогенераторов! В год поездам, которые перевозят свыше шестисот тысяч пассажиров, необходимо 1,2 миллиарда кВт ч, которые берутся буквально из «воздуха».
В Дании уже свыше 45% всей электроэнергии добывается с помощью энергии ветра. Следом, с показателем выше 20%, активно подтягиваются Португалия, Испания и даже Никарагуа. Немного отстают Германия и Ирландия.
Как всегда, впереди планеты всей Объединенные Арабские Эмираты. Они планируют запустить проект «Windstalk» по созданию очень необычной ветроэлектростанции. С высоты птичьего полета данная станция похожа на гигантские заросли травы, да и неудивительно – ведь именно наблюдения за камышом и пшеницей привели изобретателей к столь необычному воплощению. Каждый «стебелек», а это около тысячи двухсот штук, будет выполнен из углеродистого волокна, в резиновой оболочке, в составе которого будут чередоваться электроды и пьезоэлектрические керамические диски, которые, в свою очередь, при давлении вырабатывают электрический ток. Проект будет лишен недостатков обычной ветроэлектростанции - шума от вращения лопастей турбины, опасности для птиц и летучих мышей.
А вот еще перспективные разработки, которые вовсю тестируются на Аляске – парящие ветровые электростанции. Звучит фантастично – не правда ли? Но ведь это у земли ветер порывистый и непостоянный, а чем больше высота – тем ветер дует сильнее и стабильнее. Огромная турбина, которая расположена внутри кольцевого дирижабля, со стабилизаторами, напоминающими плавники у рыбы, парит на высоте свыше 100 метров. Энергия ветра пропорциональна кубу его скорости, а по-простому, если ветер дует быстрее в два раза, то мощность генератора увеличивается в восемь раз! Поэтому, чем выше мы разместим такой «ветряк» - тем лучше. На Аляске такой ветряной генератор расположен на высоте около трехсот метров.
А как вам оффшорная, но только не компания, а … ветроэлектростанция! Станция располагается либо на сваях, либо на плавучей платформе в прибрежной полосе, в десяти-двенадцати километрах от берега, где ветра мощные и дуют с завидным постоянством. Станция является полностью автономной и соединяется с побережьем посредством кабелей, расположенных под водой. Единственным существенным недостатком является высокая стоимость получаемой энергии, над снижением которой бьются ведущие компании отрасли.
А что же Россия? Хотя потенциально около 30% энергии вырабатываемой всеми электростанциями мы можем получать с помощью энергии ветра, в нашей стране данные проекты пока немногочисленны. Самые крупные ветростанции находятся в Крыму, а в проектах построить станции в Ленинградской и Калининградской области. На начало 2018 года мощность ветроэлектростанций в России составляла, к сожалению, всего 0,06% от мощности всех электростанций энергосистемы.
Но это все промышленное использование силы ветра, а что она дает простым людям? Помимо различных видов спорта, так или иначе связанных с ветром – виндсерфинг, кайтинг, хождение под парусом, современные технологии предлагают владельцам собственных домов различные решения автономного обеспечения необходимой электроэнергией.
Предлагается расположить у себя на крыше небольшую ветроэлектростанцию, но правда, считать нужно тщательно, так как стоимость оборудования мощностью в один киловатт составляет около 120-150 тысяч рублей, а вдруг у вас банально ветра не будет?