Во многих странах существует неприкосновенность депутатов. Что сие значит? Защита от возможного преследования за высказанное мнение, результат голосования или иную депутатскую деятельность. В некоторых странах неприкосновенность парламентариев бывает полная, а в других государствах защищает только от преследования за выражение собственного мнения, но не освобождает от ответственности в случае нарушения законов страны. Существует ли неприкосновенность депутатов Европарламента? Наш спецкор решил это выяснить.
Действительно, в разных странах и разный «подход» к иммунитету депутатов: например, в США, неприкосновенность не действует в случае преступления или акта коррупции, в Австралии, Новой Зеландии, Ирландии депутаты «в безопасности» только тогда, когда они находятся в здании парламента, в Дании, Греции, Италии, Израиле иммунитет действует весь период мандата.
Но, нет секрета, что, например, депутатов Европарламента иногда лишают их неприкосновенности. В каких случаях это происходит?
Андрей Мамыкин, евродепутат: «Всякий депутат Европарламента, кто нарушил закон, предстанет перед судом. Например, вторник в ЕП – второй день большой пленарной сессии Европейского парламента в Страсбурге, но первый день голосований по обсужденным вопросам. И как водится на каждой сессии, перед началом голосований по докладам, ЕП может лишить иммунитета депутатов. Конечно, если в этом есть необходимость.
13 марта ЕП выдал для уголовного преследования троих депутатов: Монику Холмайер, Доминика Бильд, Жан-Мари Ле Пен. Кстати, Жан-Мари Ле Пен – родной отец Марин Ле Пен.
Любопытно, что Жан-Мари Ле Пен – человек преклонного возраста, короче говоря, тяжело больной старик 1928 года рождения. Он действительно болен, иногда пропускает заседания, но является действующим депутатом ЕП.
Но, никакие ссылки на плохое здоровье и былые заслуги, не могут быть отговоркой не выдать депутата органам следствия и суда в своей стране.
На моей памяти, за пять лет не было ни одного случая, чтобы депутата не выдавали. И бывали сессии, когда за раз парламент выдавал под уголовное преследование до десяти депутатов.
Как это происходит?
Перед каждой выдачей депутата ЕП под уголовное преследование, комитет ЕП по юридическим вопросам детально знакомится с делом депутата: в чем обвиняют, сколько (по мнению органов следствия) депутат украл, кто его покрывал и как преступление могло бы быть выполнено.
Правда, я сам неоднократно сталкивался с ситуацией, что против депутата органы прокуратуры используются в качестве карательной меры политических конкурентов – тех, кто у власти, как правило. То есть, при помощи правоохранительных органов сводят политические счеты. И даже в таких случаях ЕП выдавал депутатов.
Например, мой хороший друг, русский из Литвы, лидер литовской партии труда, евродепутат Виктор Успаских, в течении 10 лет был под следствием в Литве. Все свидетельствовало о том, что дело против Виктора было сфабриковано! В это даже поверил юридический комитет ЕП, который изучал его дело. Увы, ЕП, простите, со свистом, лишил неприкосновенности Виктора. Кстати, Виктор Успаских все обвинения с себя снял, с блеском выиграв суд!»
Как мы видим, ЗАКОН и депутатам, порой, сложно обойти. Да уж, парламентарии тоже «плачут»…