Аргументы Недели → В мире

Декоммунизация в Украине: искусство повисло между историями

, 21:57

Каждая новая волна процесса декоммунизации в Украине - это коктейль из бездарных решений власти, протестных акций, скандалов, набивших оскомину лозунгов и болезненных событий. Закон «О декоммунизации», принятый год назад, многие называют «несвоевременным», поскольку именно в этот сложный для Украины исторический период, когда эмоции на пределе, его реализация предсказуемо выливается в народные волнения и политические скандалы.

Не хотелось бы проводить эту неприятную параллель, но повисшая на волоске судьба двух киевских объектов искусства советского периода, заставляет разум рисовать картины пылающих книг на площадях. Речь пойдет об известном памятнике красному командиру комдиву Гражданской войны 1917-1922 Николаю Щорсу, а также о барельефе на фасаде «Украинского дома» - бывший «Музей Ленина».

«Вандализация» в «Украинском доме»

Утром, 18 августа, «без объявления войны» в Киеве начался демонтаж барельефа на фасаде «Украинского дома» на Европейской площади. Горожане и журналисты о происходящем узнали не из официальных заявлений властей и не из каких-нибудь опубликованных документах с рекомендациями о демонтаже. Информация об этом варварском акте прорвалась в массы, благодаря очевидцам, сотрудникам УД, общественникам и социальным сетям.

Image Hosted by PiXS.ru
Image Hosted by PiXS.ru

«С фасада Украинского дома срезают барельефы. По словам коллеги из УКМЦ, который находится на месте, люди, которые осуществляют работы, говорят, что это в рамках декоммунизации. Никаких разрешительных документов не предъявляют... Звонила по нескольким номерам в Министерство культуры. Безрезультатно, там - тишина. В перечне объектов, подлежащих демонтажу (на сайте Украинского института национальной памяти) барельефов с Укрдома нет. Возможно, Anna Bondar прокомментирует, вносила ли комиссия по декоммунизации при Департаменте градостроительства этот объект в список на демонтаж? Вопрос нарушения целостности архитектурного объекта и публичного пространства. Вопросы исполнения закона по поводу нарушения другого закона. Те же грабли. Тот самый страх - особенно в период подготовки ко Дню Независимости», - написала, в частности, на своей странице в социальной сети Facebook руководитель Центра урбанистических исследований Национального университета «Киево-Могилянская академия» Владислава Осьмак.

К слову, именно Осьмак позднее инициировала дискуссию, посвященную острой теме, как декоммунизации в целом, так и отдельных случаев демонтажа архитектурных объектов советского времени.

Image Hosted by PiXS.ru
Image Hosted by PiXS.ru

Как стало известно позднее, решение о демонтаже барельефа принял фактически единолично директор «Украинского дома» Юрий Стельмащук. Руководствовался он при этом исключительно законом «О декоммунизации», а вернее своей личной трактовкой этого закона. Толком не изучив «матчасть», Стельмащук решил, что раз барельеф изображает обобщенный образ «строителей коммунизма», то подлежит демонтажу. Прямо так и сказал: «у меня свое видение закона».

«Что касается барельефа - у меня есть свое видение закона. То, что говорил Владимир Вятрович (директор Украинского института национальной памяти. Он рекомендовал сохранить барельеф – ред.), являются только рекомендациями. На нас действует буква закона и сегодня у нас есть глаза, которыми мы видим: это коммунистические вещи, которые должны быть демонтированы. Я готов в судах отстаивать эту позицию и производить судебную практику, которая будет примером для многих других коммунистических памятников. Я это сделаю», - прокомментировал Стельмащук.

Свое заявление и свое скандальное решение он подкрепил обращениями профсоюзных организаций, а также украинских диаспор, в которых украинцы требуют сноса рельефа на фасаде «Украинского дома». Одно из обращений, правда, датировано 22 августа – то есть прислано через 4 дня после начала демонтажа.

Кроме этой общественности, количественный состав которой нам, вероятно, узнать не суждено, сомнительные действия Стельмащука ни с кем согласованы не были – ни с Министерством культуры, ни с комитетом по архитектуре, ни с местной администрацией. А между тем улица Крещатик является целостным памятником градостроительства, а «Украинский дом» является вновь выявленным объектом архитектуры, а, следовательно, охраняется законом. Отметим, также, что согласно закону, о котором идет речь, директору «Украинского дома» грозит штраф в размере «от тысячи до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан», не говоря уже о том, что из своего руководительского кресла он должен немедленно вылететь.

По словам заместителя директора Департамента градостроительства и архитектуры исполнительного органа Киевского городского совета Анны Бондарь, Верховная рада Украины рекомендовала, что любые действия с памятником подлежат по закону только реставрации и на это должно быть разрешение Министерства культуры. Другие действия должны быть согласованы с Министерством культуры.

В свою очередь эксперт Киевского научно-методического центра по охране, реставрации и использованию памятников истории, культуры и заповедных территорий Елена Мокроусова, что барельеф, вокруг которого разгорелся спор, является памятником не истории, а архитектуры, поэтому на него никоим образом не может распространяться закон «О декоммунизации».

«С только что выявленными памятниками города Киева должны быть заключен охранный договор с органом охраны культурного наследия. Такого договора сегодня нет, следовательно, уже нарушен Закон об охране культурного наследия. Законы о декоммунизации никоим образом не отменяют законы об охране культурного наследия. Нельзя говорить, что этот закон более важен, и мы будем игнорировать другой. «Украинский дом» является вновь выявленным объектом: ни в коем случае истории, а именно архитектуры и градостроительства, он является примером модернизма», - подчеркнула она.

Впрочем, все возражения Стельмащук, не особо задумываясь, отметает следующим аргументом: «на барельефе есть надпись «Учиться, учиться и еще раз учиться. В.И. Ленин», а Институт национальной памяти конкретно прописав имена тех палачей, которые уничтожали не только народ Украины, но и все постсоветское пространство».

Еще несколько слов хочется сказать о самом барельефе. Автор барельефа Валентин Борисенко в начале 1980-х годов изобразил рабочих, идут в «светлое будущее», на здании бывшего музея Ленина (ныне «Украинский дом»). Поговаривают, что на барельефе художник изобразил свою семью: жену, сына, внука, невестку и… самого себя. Это история простых советских рабочих, выполненная в духе соцреализма. Там нет ни вождей, ни знамен, ни советской символики – только вот «учиться, учиться и еще раз учиться» - подвело…

«Я благодарю Бога, что отца уже нет с нами, и он этого не видит. Да, это советские скульптуры, но они являются частью той исторической эпохи, и они соответствуют своему времени. Там изображены обобщенные образы «строителей коммунизма», но в них наши лица. На тех рельефах есть и портрет Николая, моего мужа, и мой портрет с маленьким Назаром, и моей сестры, которая держит «книгу знаний». А справа отец вылепил сам себя», - прокомментировала Наталья – дочь автора барельефа.

Удивлен и подавлен также внук знаменитого скульптора, который, комментируя происходящее, также вспомнил, как «декоммунизировали» еще один памятник авторства его деда.

«Я ни в коей мере не защищаю саму систему, но логика, которая выстраивается в результате разрушительного отношения к памятникам этой эпохи, меня действительно смущает. Недавно я стал свидетелем, когда памятник на Львовщине I Конной армии был разобран на куски меди. И самое интересное, что разрушение этого памятника началось не с того, что люди начали снимать медь. А с того, что начали снимать брусчатку вокруг памятника кому-то на дачу», - говорит Назар Билык.

В данный момент демонтаж барельефа остановлен – разбираться с правомерностью его сноса, а также решать дельнейшую его судьбу, будут эксперты, представители власти и общественности. Возможно, широкий резонанс, который получила эта история, не позволит заменить произведение искусства на подсвеченные украинские флаги и тризубы, как того хочет господин Стельмащук.

Борьба за памятник Щорсу

Несколько дней назад на странице главы националистического движения ОУН Николая Кохановского в Facebook появилось заявление о запланированном сносе памятника Николаю Щорсу. Сделать это националисты планируют очень демонстративно и показательно – в день независимости Украины.

Image Hosted by PiXS.ru
Image Hosted by PiXS.ru

Кохановский пригласил «всех патриотов» присоединиться к демонтажу и напомнил, что еще 30 июня его соратники уже пытались демонтировать памятник Щорсу, но он был окружен Нацгвардией и полицией.

«Тогда мы дали городской власти время до Дня Независимости убрать этого идола из Киева», – отметил он.
Действительно борьба за памятник Николаю Щорсу началась уже давно, более того еще до начала процесса декоммунизации, монумент становился объектом вандализма. Ночью 10 апреля 2008 года он был подорван и при акте вандализма был отбит фрагмент гранитного памятника величиной 50х50 сантиметров. Ночью 4 марта 2010 года вандалы написали на постаменте белой краской имя и фамилию националиста Евгения Коновальца.
30 июня 2016 года «оуновцы» попытались снести памятник, однако тогда на его защиту стал глава администрации Киева Виталий Кличко. Ранее он сделал публичное заявление, в котором сказал, что памятник Щорсу является памятником монументального искусства национального значения и Экспертный совет Департамента градостроительства и архитектуры КГГА рекомендовал не сносить его как выдающееся произведение монументального искусства.

Щорса окружили представители полиции и нацгвардии и не подпустили к нему взбешенных таким отпором националистов.

Поведением Кличко в Киеве остались недовольны. В частности, глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович был возмущен саботажем решения о демонтаже памятника – своими настроениями он поделился в эфире одного из украинских телеканалов.

«Мы не можем понять, кто из руководителей Киева вообще ответственен за реализацию этого закона по декоммунизации. Мои эпизодические встречи с киевским городским головой Виталием Кличко показали, что он вообще не понимает, что такое необходимость реализации этого закона. Довольно странная позиция у него. Несколько недель назад мы с ним встретились, речь зашла как раз о Щорсе, у него была неуравновешенная реакция о том, что он не будет рушить памятник: «Я не для этого пришел во власть, чтобы сносить – у меня другие миссии», и так далее», — заявил Вятрович.

В публичном пространстве на стороне защиты Щорса Кличко нашел не много единомышленников. Даже первый президент Украины Леонид Кравчук, который был «моделью» при создании памятника не стал особо отстаивать монумент.

«Щорс не был важнейшей фигурой во время революции и во время строительства социализма в Украине и за ее пределами. Я - не Щорс. И мое тело вовсе не Щорс. А то, что я принимал участие вместе с художником Лысенко в ваянии этого памятника, то еще совсем ничего не значит. Я отношусь к памятнику Щорсу, как ко всем другим памятникам. Если комиссия докажет, что он имеет историческую ценность, то его можно оставить, необязательно на улице Киева, возможно где-то в другом историческом месте», - предложил он.

Так что в КГГА были вынуждены сделать заявление, что памятник Щорсу снесут, как только Минкультуры сменит его статус, и попросили дождаться цивилизованного демонтажа. В горадминистрации выразили надежду, что все формальности будут решены в кратчайшие сроки, и ко Дню Независимости Украины памятник уберут из центра города.

При этом в Минкульте заявили, что для решения вопроса о сносе памятника Щорсу нужно создать рабочую группу с участием представителей Минкультуры, местных органов охраны культурного наследия, Украинского института национальной памяти, представителей общественности.

Согласно документам «Памятник военному деятелю Н. А. Щорсу» по ул. Шевченко в Киеве включен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины по категории национального значения как памятник монументального искусства постановлением Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 № 928, охранный №260055-Н.

Соответственно, снятие его с учета может быть принято так же решением Кабинета Министров Украины по представлению Минкультуры и местного органа охраны культурного наследия, но предшествовать этому должно всестороннее обсуждение и изучение ситуации.

По всей видимости, официально этот вопрос так и остался нерешенным. Удастся ли защитить памятник во второй раз от националистов, станет известно буквально через несколько часов…

СПРАВКА. Декоммунизация в Украине — государственная политика демонтажа наследия советского периода истории, коммунистической культуры и психологии, проявившаяся в 2014 - 2016 годах в виде запрета коммунистической партии и её символики, сносе памятников, посвящённых советской эпохе, переименования топонимов, а также криминализации открытого высказывания коммунистических идей.

Читайте также:

Новости в мире

См. все новости дня

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram