Аргументы Недели → В мире

Сорвалось. Последнее требование ЕС Украина не выполнила

, 14:45

Сорвалось. Последнее требование ЕС Украина не выполнила
фото: globallookpress.com

Украина сорвала дедлайн по выполнению последнего требования ЕС для отмены визового режима. Запуск системы электронного декларирования обернулся настоящим скандалом, который разгорелся в Украине в начале недели и не утихает до сих пор. Кратко ситуация выглядит следующим образом: дед-лайном было назначено 15 августа. 14 августа система электронного декларирования была готова на 60%. Ее все равно запустили. Правда, без лицензии. Европа осталась недовольна. В Украине передумали оставлять систему «как есть» и отправили на доработку. Вновь запустится она только к началу сентября. Судьба режима «безвиз» для Украины снова в подвешенном состоянии.

Теперь попробуем разобраться, как это все произошло? Почему Украина не уложилась в сроки и, кому это было выгодно?

Что такое е-декларации?

Для начала несколько слов о том, что собой представляют электронные декларации и для чего понадобился запуск такой системы.

Формально до настоящего времени система электронного декларирования в Украине работала – президент, министры, депутаты и чиновники и раньше ежегодно декларировали свои доходы и имущество и выкладывали их на обозрение общественности. Однако, по сути, система, которая должна обеспечивать прозрачность и выявлять коррупционеров не работала, поскольку в Украине не было криминальной ответственности за предоставление неполной или неправдивой информации о доходах. Да, обнародованные декларации зачастую становились поводом для журналистских расследований и разоблачений. Но эти расследования зачастую оставались не более, чем статьями в газетах и приводили только к быстро стихающей шумихе в информационном пространстве. Чиновники же не несли никакой ответственности.

Под давлением Запада в этом году Верховная Рада приняла закон об электронном декларировании «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей представления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году».

В законе была предусмотрена норма о введении ответственности за неправдивую информацию в таких декларациях. В частности, закон предусматривает, что представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренной законом «О предупреждении коррупции», или умышленная неподача декларации наказывается штрафом от 2500 до 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, или общественными работами на срок от 150 до 240 часов, или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Также законом устанавливается, что ответственность за представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации об имуществе или другом объекте декларирования наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму свыше 250 размеров минимальной заработной платы.

Закон вступил в силу 18 марта этого года. Однако механизм в полной мере тогда не мог начать работать, поскольку не было ресурса, системы, куда бы попадали декларации, и за которыми мог бы осуществляться контроль. К слову, был создан и орган, который следил бы за процессом декларирования доходов - Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).

Сама система электронного декларирования доходов и имущества государственных служащих должна была запуститься 15 августа, однако что-то пошло не так…

Как срывался запуск системы е-декларирования?

О том, что с запуском системы электронного декларирования могут начаться проблемы, страна не знала до последнего момента. Более того, компания-разработчик, НАПК и руководство страны регулярно отчитывались об уровне готовности механизма. 3 августа в НАПК заявили, что внедрение системы электронного декларирования выполняется согласно графику. Глава агентства Наталья Корчак сообщила, что подписала техническое задание на разработку защиты для программного обеспечения, и в Госспецсвязи приступили к работе.

Однако уже 12 августа Госспецсвязи опубликовало заявление, что система защиты информации электронного декларирования разработана лишь на 60% и не соответствует ни нормативным документам, ни техническому заданию. Поэтому этой системе защиты не выдали Аттестат соответствия. На доработку системы, которую создавало ООО «Миранда», по их оценкам, нужно 2 месяца.

14 августа, НАПК сообщило, что приступает к работе с 15 числа, и в этот же день, как и было запланировано, начинается процесс е-декларирования. И действительно по графику ровно в 00:00 15 августа е-декларирование стартовало. Правда, так и не получив лицензию…

Реакция на запуск нелицензированной системы е-декларирования

Запуск не до конца готовой и не лицензированной системы вызвал настоящий скандал. Реакция, правда, на него было неоднозначной.

Мнения большинства экспертов сводятся к тому, что запуск несертифицированной системы был спровоцирован сознательно с целью позволить чиновникам безнаказанно публиковать неполные и недостоверные декларации.

Старший аналитик «Transparency International Украина» Александр Калитенко, уверен, что запустив систему без сертификации НАПК фактически разрешила чиновникам скрывать реальные доходы.

«Если Корчак запустит систему без аттестата соответствия — это будет означать, что никто не будет привлечен к ответственности и никто не сядет на 2 года в тюрьму, подав декларацию в эту систему», — сказал Калитенко.

По его словам, надо запустить систему исключительно после сертификации, так как законодательство обязывает госслужащих подавать декларацию только один раз.

«Первыми информацию внесут те, кто хотел бы скрыть состояние и, собственно, повторную подачу, когда будет аттестат соответствия, мы не сможем требовать от них, потому что они уже выполнили требования законодательства: один раз подали декларацию в такую систему», — отметил правозащитник.

Исполнительный директор Transparency International Ярослав Юрчишин в свою очередь подробно описал, как будет работать система сокрытия доходов в сложившихся условиях.

«Чиновники по закону должны вносить данные в систему два месяца после ее запуска. Из этих двух месяцев месяц она будет эксплуатироваться в опытном режиме. За этот месяц внесут все нужные люди. Затем их поймают на горячем - апартаменты в Лондоне не задекларировал и объяснить откуда деньги на них не может. Сидел бы такой вот Романко года два, но он идет в суд и говорит: система в опытной эксплуатации. Я все вовремя внес, по закону, а привлечь вы меня по закону не можете. Поскольку у вас система не настоящая. И вносить еще раз я не буду, потому что закон я выполнил», - пояснил Юрчишин.

Против запуска несертифицированной системы выступила «антикоррупционная» группа народных депутатов, в лице Сергея Лещенко и Мустафы Найема.

«Ситуация, которая сейчас происходит с электронными декларациями, напоминает, что в действительности ничего в нашей стране после Януковича не поменялось… При Януковиче насиловали людей, потом дарили ордена. При Януковиче грабили предприятия и делали вид, что у нас повышается ВВП. При Януковиче происходили вещи, которые просто не налазили на голову, а власть молчала… Ровно то же самое происходит сейчас, только с чуть-чуть другим градусом… Ровно в эти минуты президент Порошенко мог бы позвать к себе Гройсмана, главу ГСТЗ, Турчинова, всех этих людей, которые ответственны, посадить за один стол и сказать «Ребят, это наша ответственность, давайте это сделаем!» Вместо этого нам замыливают глаза выступлениями по телевизору. Речь идет о том, что нам всем врут. Мало того, что врут, мы к этому привыкли, но теперь делают идиотами, как это делали при Януковиче… Это идиотство нужно прекращать», - прокомментировал Найем.

В Европе также незамедлительно отреагировали на запуск системы и подчеркнули, что система должна работать со всеми соответствующими согласованиями и сертификациями. В частности, руководитель группы поддержки Украины в Еврокомиссии Петер Вагнер отметил, что сертификат технической безопасности для электронных деклараций является ключевым условием. 

В то же время есть и специалисты заверяющие, что недобросовестные чиновники не смогут избежать ответственности, публикую недостоверные данные о своих доходах.

Заместитель председателя Окружного административного суда города Киева Евгений Аблов в комментарии «ЮрЛиге» пояснил, что заявления общественных деятелей о том, что декларанта невозможно будет привлечь к ответственности за подачу недостоверной информации, свидетельствуют лишь о юридической безграмотности.

Судья пояснил, что отсутствие сертификата Госспецсвязи может привести только к сбору дополнительных доказательств, например, назначению, проведению и получению экспертиз по вопросу несанкционированного вмешательства на сайт, сервер и прочее. Таким образом, поданная с 15 августа 2016 года декларация может быть доказательством в суде. После получения экспертного заключения об отсутствии вмешательства и будет принято законное решение по делу.

Кто виноват в срыве е-декларирования?

В срыве полноценного запуска системы декларирования формально можно обвинять НАПК, ООО «Миранда», занимающееся разработкой или Госспецсвязь, которая не выдала сертификат, как считают специалисты НАПК, по надуманным причинам.

Журналисты «Европейской правды» провели расследование и обнародовали ряд документов, доказывающих, что срыв запуска был преднамеренным.

Согласно материалам расследования, Госспецсвязь - ведомство, тесно связанное с секретарем СНБО Александром Турчиновым, умышленно сорвала запуск системы, изначально имея такую задачу.

В материале «Европейской правды», в частности, детально анализируются все тезисы, которыми апеллировала Госспецсвязь, поясняя отказ в выдаче сертификата.

«Откровенной ложью является тезис о «60% предусмотренного объема». Еще в прошлом году планировалось, что система электронных деклараций будет запущена именно в нынешнем объеме, с тремя компонентами – заполнение деклараций, их защищенное хранение и публикация. Все, точка! Второй этап – обработка и анализ деклараций – должен был подключиться позже», - поясняется в расследовании.

Рассуждая о том, кому выгоден срыв е-декларирования, политологи также рекомендуют обратить внимание на тех, кто первыми обнародовал в недоработанной системе свои декларации. Ведь, если руководствоваться максимой о том, что нынешняя система позволит избежать ответственности за сокрытие доходов, то именно недобросовестные чиновники должны были кинуться публиковать неполные декларации в недоработанной системе.

Итак, первыми в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления внесли свои декларации следующие чиновники: прокурор Коростышевской местной прокуратуры Житомирской области Марина Кулинская; начальник управления кадровой работы Верховного суда Украины Дмитрий Ругаев; заведующий сектором информационных технологий Главного управления Госмиграционной службы в Киеве Антон Романов; начальник отдела правовой и кадровой работы управления труда и социальной защиты населения Шевченковской РГА Киева Ирина Бовт; директор департамента международной технической помощи и международного сотрудничества Львовской ОГА Полина Ли; заведующий сектором градостроительного кадастра управления градостроительства и архитектуры Ровенской ОГА Юрий Мачулянський.

Что будет дальше?

История с е-декларациями получила настолько широкий общественный резонанс, что «оставить как есть» не получилось.

Национальное агентство по предотвращению коррупции своим решением внесло изменения в правовую базу, касающуюся электронного декларирования.

«Члены Национального агентства приняли решение о запуске полноценной системы е-декларирования с 1 сентября 2016 года», - заявила глава НАПК Наталия Корчак.

В то же время наиболее значимая часть решение касается изменения системы идентификации пользователей: НАПК приняло решение отказаться от банковской идентификации, которая ранее была предусмотрена техническим заданием на систему.

Единственный законный путь декларирования требует от чиновника получить персональный электронный ключ.

«Субъектам декларирования, которые зарегистрировались в Реестре путем применения электронных систем дистанционной идентификации, использующих базы клиентских данных банков, после вступления в силу этого решения, для дальнейшей работы в Реестре необходимо получить личный ключ и усиленный сертификат открытого ключа электронной цифровой подписи... Документы, представленные субъектами декларирования с применением электронных систем дистанционной идентификации, использующих базы клиентских данных банков, до вступления в силу этого решения, являются действующими», - говорится в сообщении НАПК.

Так что полноценную работу система, по сути, начнет в начале сентября.

Понесут ли ответственность за срыв работы системы руководители профильных служб и ведомств пока не ясно, как не ясна и реакция Запада на очередной скандал в Украине.

Впрочем, несмотря ни на что президент Украины Петр Порошенко, видимо, пребывает в прекрасном расположении духа и обещает гражданам страны пресловутый безвизовый режим в течение нескольких недель, хотя оснований для таких радужных перспектив Европа пока не давала…

«Уже считаные недели остались до того, как откроет безвизовые двери объединённая Европа для Украины», — сказал украинский президент.

Читайте также:

Другие мировые новости

См. все новости дня

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram