На Украине становится модно быть бедным
14 июля 2015, 13:38 [«Аргументы Недели», Сергей РУДЕНКО ]
Моя семья никогда не была богатой, но и бедными мы себя тоже до недавнего времени не считали. У нас не было автомобиля, зато уже осенью 2013 года родители настолько решительно подошли к поездке в Египет, что даже сделали загранпаспорта…
Это было, пожалуй, последнее спокойное счастливое время и в нашей семье, и на Украине в целом.
За почти два прошедших года ситуация изменилась кардинально. Доходы не выросли не только фактически (фактически они ни у кого не выросли, кроме кучки националистов, пришедших к власти – у всех остальных доход «скушала» трехкратная девальвация гривны), но и номинально – например, у моей матери, которая работает учительницей в обычной сельской школе зарплата только уменьшилась с 3000 грн. до 2500 грн., поскольку учителям убрали некоторые надбавки и ввели дополнительные налоги.
Не лучшая ситуация и у отца – он мелкий предприниматель – торгует пирожками и конфетами. Бизнес настолько маленький, что он сам стоит за прилавком, сам убирает и сам руководит. Но вместе с тем, два года назад его доходов хватало, чтобы делать довольно неплохие ремонты в доме, покупать разные безделушки и мечтать о путешествии в заморские страны…
Сегодня моя семья думает только об одном – как пережить зиму. Хотя об этом думают все. После повышения Правительством Яценюка цен на газ для населения в несколько раз (до более 300 долларов), сделав ее даже больше чем цена импортируемого российского газа, многие простые украинцы, особенно жители частных домов в селах, осознали, что они не в состоянии платить по таким грабительским геноцидским тарифам. Поэтому на Украине появился новый бизнес – любыми способами получить субсидию. Правда, и правительство не отстает и делает все возможное, чтобы как можно меньше народа ее получило.
Один наш знакомый, работая небольшим руководителем, имея автомобиль и даже квартиру в столице, тоже ощутил себя не в состоянии оплачивать газ Яценюка (и это не сарказм – человек действительно должен будет отдавать зимой около половины своего дохода за газ). Решение пришло само собой – он выписывается со своего небольшого домика в селе (который ему достался еще от деда) и приписывается в свою квартиру в Киеве – там тарифы в несколько раз дешевле, что само по себе мало напоминает справедливость, учитывая доходы киевлян. В селе же у него остается приписанной жена, с ее почти минимальной зарплатой, так что субсидия ей теперь обеспечена…
В моей же семье такой трюк провернуть не получится, так как отец является предпринимателем и по месту жительства имеет юридический адрес, прописанный к контрактах на аренду площадей. Так что мы уже сейчас усиленно заготавливаем дрова и готовимся спать в куртках – на большее мы к несчастью заработать не смогли.
Еще одна беда, которая тоже нависла над многими людьми в том числе и над моим отцом – из-за повышения тарифов на отопление, многие предприниматели просто не в состоянии будут оплатить его в зимний период и должны будут закрыть свой бизнес хотя бы до весны. Моему же отцу это грозит потерей торгового места и перспективой стать безработным. И с каждым днем это все большие становиться реальностью.
Фраза «у нас нет денег», уже давно вошла в наш лексикон и мы не стыдимся говорить ее друзьям, когда кто-то предлагает поехать на море или сходить посидеть в кафе. Мы знаем где дешевле покупать картошку, а где хлеб, где сыр, а где помидоры. Поэтому значительное время приходится тратить на такой вот «шопинг». При этом пользоваться услугами транспорта тоже не приходится, поскольку, даже учитывая его относительную дешевизну по сравнению с российским (около 7 руб. за проезд в городской маршрутке), для частых разъездов по городу он стал непозволительной роскошью.
Мы еще не нищие, но давно уже ощущаем себя бедными, с грустью вспоминая батьку Януковича и былое время. Наши сбережения, которые хранились в гривне, благодаря ее девальвации, уменьшились ровно в три раза, так что рассчитывать на них в эту трудную минуту тоже особо не приходиться.
В этом году, как никогда решили заготовить побольше домашней консервации – практически каждый день катаем огурцы, разные салаты и компоты. Теперь на такие вещи в магазине мы можем только смотреть…
И когда ложимся спасть, еще долго не можем уснуть, просто не понимая, как пережить эту зиму. Становиться страшно и грустно от безысходности, от того, что твое правительство в буквальном смысле поставило миллионы людей на колени. Разве так любят свой народ?
Мы наверное переживем эту зиму, но забегая наперед и мысленно рисуя себе картину будущего, видим, что многих в 2016 году уже может и не быть… Это будет жестокая зима, в каком-то смысле, последняя…