Российский вице-премьер Аркадий Дворкович побывал с визитом в Баку, где был принят президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В ходе встречи обсуждался план сотрудничества в инвестиционной сфере до 2020 года, который Азербайджан и Россия намерены подписать уже в первом полугодии.
Основу для реализации проектов в этой области заложат соглашения о синхронизации работы энергосистем двух стран, а также о создании инвестиционной платформы между Российским фондом прямых инвестиций и Государственным нефтяным фондом Азербайджана.
Обусловлено исторически
Взаимовыгодные российско-азербайджанские экономические отношения имеют богатую историю: русские купцы издавна вели торговлю по всему Востоку, и стоящая на Великом шёлковом пути Шемаха, древняя столица Азербайджана, занимала в ней особое место. Историки свидетельствуют, что именно купцам из Московской Руси принадлежал самый большой караван-сарай Шемахи. Российский тренд, зародившийся из этого исторического симбиоза, присутствовал в азербайджанской внешней политике всегда.
Особенно сплотило два государства время испытаний, которые переживает российская экономика вследствие санкций. После ограничения ввоза в Россию товаров из стран ЕС и США одной из первых стран, обеспечивших снабжение сельхозпродукцией российского потребительского рынка, стал именно Азербайджан.
Россия также традиционно занимает для Азербайджана первое место среди стран-экспортёров. Общий объём российских капиталовложений в экономику дружественной страны оценивается в $1,8 млрд., на территории Азербайджана функционируют более 570 компаний с российским капиталом.
Кроме давно сложившихся форм сотрудничества в энергетическом секторе и нефтегазовой сфере большое значение приобрело в последнее время создание транспортных коммуникаций в международном коридоре «Север – Юг».
Новый «шелковый путь»
Прокладка железной дороги, которая через Азербайджан свяжет Иран, Индию и государства Персидского залива с Россией и странами Европы, позволит создать новый транзитный и логистический путь, пролегающий по суше от Персидского залива к Чёрному и Средиземному морям.
Россия уже участвует в строительстве и электрификации соединительной железнодорожной линии Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), протяжённостью около 20 км. Эта ветка состыкует железнодорожно-портовые мощности вдоль иранского и азербайджанского побережья Каспия, что позволит создать сквозной западный маршрут коридора по параллельному сухопутному направлению.
Согласно экспертным оценкам, к 2022 году общая загрузка коридора «Север – Юг» составит не менее 26 млн. тонн грузов в год и в дальнейшем будет только расти. До 65% общей протяжённости нового коридора составят российские транспортные артерии, что позволит России укрепить международные политико-экономические позиции страны.
«Чем больше будет у России транспортно-логистических обустроенных путей, тем больше возможностей появится у отечественных экспортёров – убеждён зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев. – Что касается Азербайджана, то он имеет все шансы, как в древние времена, стать перекрёстком торговых путей, связывающих регионы самого большого материка планеты».