Прибалтийские страхи по поводу российской угрозы оправдались – но совсем не так, как это расписывалось в местных СМИ, пугавших «зелеными человечками», танками и самолетами. Все оказалось намного проще: по экономике стран Балтии больно ударил обвал рубля.
Третий закон Ньютона сработал и в экономике
Безусловно, свое дело сделали российские санкции, введенные в ответ на санкции Евросоюза. Третий закон Ньютона - сила действия равна силе противодействия - сработал и в экономике. Производители продуктов, на которые Россия ввела эмбарго, оказались в тяжелейшем положении.
Руководители стран Балтии оптимистично заявляли, что ущерб от российских санкций будет небольшим. Тем не менее, молочной отрасли Латвии, Эстонии и Литвы был нанесен удар: за четыре месяца действия санкций многие производители сыра, молока, масла практически разорились. Часть фермеров были вынуждены продавать коров в связи с перепроизводством молока и снижением закупочных цен на молоко. Помощь Евросоюза , выделенная фермерам стран Балтии, оказалась мизерной по сравнению с понесенными убытками в связи с потерей российского рынка.
Пострадали от российских санкций и автоперевозчики, которые остались без работы: ведь они везли в Россию овощи, фрукты, мясные изделия, молочные продукты, оказавшиеся под запретом из-за российских санкций.
Сергей Зализко, совладелец крупнейшего в Латвии автоперевозчика скоропортящихся грузов «Kreiss» считает, что потери транспортной отрасли от санкционной войны могут превысить потери от кризиса 2008 года. «Если представить, что Россия выдержит своё обещание и в течение года эти санкции не будут отменены, то в моём понимании это будет равносильно катастрофе», - сказал автоперевозчик.
Падение рубля повлияло серьезнее, чем эмбарго
Падение рубля усугубило ситуацию. Экономисты прогнозируют, что влияние обвала рубля будет серьезнее, чем влияние эмбарго. Если от санкций пострадали в основном сельскохозяйственная и транспортная отрасли Латвии, то падение рубля затрагивает уже весь экспорт в Россию.
Так, латвийские рыбопереработчики, не попавшие под санкции, теперь вынуждены сокращать выпуск продукции. Те, кто отправлял на российский рынок 45-50 процентов продукции, находятся в шоке.
В Ассоциации рыбопереработчиков Латвии сообщили, что многие заводы, кто работал в 2-3 смены, переходят на работу в одну смену. Вентспилсское предприятие «Бривайс вилнис», выпускающее шпроты и отпраляющее 70 процентов своей продукции в Россию, с нового года вынуждено остановить производство.
В условиях падения покупательной способности россиян спрос на латвийские товары и услуги будет снижаться, к тому же в связи с падением рубля они станут дороже.
Уже снизилось число российских туристов в странах Балтии. Президент Латвийской ассоциации гостиничного бизнеса Янис Валодис считает, что по итогам года Латвия потеряет около 30 процентов российских туристов. Соотвестственно терпят убытки отельеры, рестораторы, торговцы.
«Живя у себя, мы не чувствуем это колебание валют - продукты стали лишь немногим дороже, но если приехать в Европу, все кажется дорогим», – цитирует латвийская газета Neatkarīgā Rīta Avīze мнение туристки из Санкт-Петербурга Анастасии.
Безусловно, свою роль сыграло и обострение политической ситуации, (которое, похоже, лишит Юрмалу «Новой волны», КВНа, Comedy Club). «Мы переживаем потерю каждого туриста. Мы много работали с этим рынком, у них был большой интерес к нам, они с радостью сюда ездили и хорошо здесь себя чувствовали. Россияне - щедрые люди, они тратят деньги и на развлечения, и на культуру, и на покупки, и на рестораны», – говорит член правления Рижского бюро развития туризма Вита Ермоловича.
Снизился интерес к недвижимости – покупка дома или квартиры в Латвии стала для россиян намного дороже. Это, в свою очередь, влияет на желание богатых граждан России инвестировать в экономику Латвии.
Жертвой слабеющего российского рубля стала транспортная отрасль Латвии. Как минимум 70 процентов грузов, перевозимых через Латвию - российские. Президент Ассоциации автоперевозчиков Валдис Трезиньш рассказал порталу Delfi, что уже сегодня многие российские грузы лежат в латвийских портах на хранении, потому что заказчики из-за сложной экономической ситуации в России не спешат их выкупать. «Российским заказчикам пока выгодней платить за хранение груза в порту, чем выкупать его. Если ситуация станет еще хуже, в отрасли возможны массовые банкротства», - признал Трезиньш.
Мы все в одной лодке
Радоваться валютному кризису в России как минимум недальновидно – мы все в одной лодке. Война санкций, обвал рубля вряд ли сделали кого-то счастливее. Кризис в России лишает Европу огромного российского рынка и, в конечном счете, сделает беднее самих европейцев. Как посчитал латвийский общественный и научный деятель Юрис Пайдерс, Латвия станет беднее на одну пятую в случае краха российской экономики.
Поэтому интерес к декабрьской пресс-конференции Путина был высок не только в России. Беспокойство вызвали слова Путина о том, что сроки выхода из кризиса могут затянуться до двух лет. Хотелось бы поверить оптимизму российского президента, пообещавшему, что российские нефть и газ останутся востребованными мировой экономикой.
Оценки выступления президента России противоречивы, но дискуссии только начались. Главное, что отмечают латвийские СМИ – сохраняется непредсказуемость экономики восточного соседа.