Аргументы Недели. Украина → В мире

В поход за пенсией

, 12:54

В Донецке уже дней пять не слышно взрывов! Когда с момента начала очередного перемирия прошли сутки, многие отнеслись к этой странной тишине настороженно – мол, затишье это перед бурей, жди чего-то плохого. И ведь печальный опыт прошлых месяцев подсказывал, что полумирная жизнь в любой момент может взорваться залпами и смертями. Однако теперь, когда пушки молчат вот уж несколько дней, в душе начинает дребезжать колокольчик: мир, неужели мир! Хоть бы не вспугнуть…

А жизнь тем временем идет своим чередом. Забот у жителей шахтерской столицы одновременно и много и мало. С одной стороны, вся деятельность сжалась до размера светового дня. Рассвело – можно высунуть нос на улицу, кому-то отправиться на работу, кому-то просто по делам. Начало смеркаться – по домам. Страшно вечером на улицах огромного мегаполиса – они, хоть и сверкают огнями, но тихи и безлюдны.

С другой стороны, за короткий световой день нужно многое успеть сделать. Какая основная забота у всех? Добыть деньги и продукты. Деньги новая власть потихоньку начала выплачивать – а ведь в это мало кто верил, я, например, не могу понять, откуда взялась эта наличка. Но факт остается фактом: в Донецке выдают какие-то пособия медикам и учителям, выплачивают материальную помощь на детей до трех лет, а также одиноким матерям, пенсионерам по возрасту, инвалидам. Суммы колеблются от 500 до 1000 гривен. Чтобы понять, сколько это в рублях, умножьте на три. Это мало, конечно, не дотягивает до законного уровня. Но где сейчас те закон? И где государство Украина, отрезавшее от денежного котла бюджетников и пенсионеров… Так что люди рады любой живой копейке. Правда, за эти гроши нужно еще повоевать…

Моя знакомая 70-летняя пенсионерка, живя в пятидесяти шагах от пункта выдачи денег, пока так и не решилась окунуться в эту людскую толпу, где нужно стоять часами, расталкивая локтями таких же пожилых граждан, желающих получить свою тысячу.

А вот один мой знакомый, человек с 3-й группой инвалидности, до законного пенсионного возраста которому пахать еще лет десять, вчера наконец-то решил пойти «в разведку». Об этом его походе хочу рассказать отдельно, потому как картина весьма любопытна в плане изучения поведения толпы в экстремальной ситуации. Вообще-то, картина эта весьма неприглядна, но если посмотреть на нее с юмором, то как-то можно пережить.

Нужно сказать, что людей вокруг выдающего деньги заведения (это отделение одного из давно закрывшихся банков) в последние дни явно поубавилось по сравнению с начальным моментом выплат. То есть вокруг заветной двери толпились не сотни страждущих, а лишь несколько десятков. Ну ясно, многие ведь уже прошли процедуру, по второму разу помощь не дают. Да и погода в тот день была, не располагающая к прогулкам – ливень стеной. Но толпа мужественно стояла. Мой знакомый, заняв очередь, влился в ее плотные ряды. Иногда отходил покурить, но по-быстренькому. Надолго отлучаться нельзя, ведь твои же соседи тебя легко могут забыть – «вас тут не стояло!» – и тогда попробуй докажи законность на свое место в очереди!

В один из таких отходов прямо в центре толпы случилась драка. Одна моложавая пенсионерка, стоя среди серой массы, позволила себе роскошь держать над головой зонтик – ну как-то же надо спасаться от ливня. А поскольку масса стояла очень плотно, то струйки с зонта, разумеется, стекали на соседей. Если точнее – то прямо за воротник другой пенсионерке, дышащей в затылок той, что с зонтиком. Пострадавшая сначала просто нервничала и исподтишка дергала зонтик стоявшей впереди дамы. Обладательница зонта в недоумении оборачивалась, удивляясь такому некультурному поведению. «В чем дело?» – недоумевала она. «Что ты тут со своим зонтом!» – тыкала пожилая пенсионерка более молодой. Та ей в ответ: «Так вы не липните ко мне, отодвиньтесь, и тем решите свою проблему». «Да ведь без очереди тут же вперед попрут», – аргументировала более пожилая. Пенсионерка с зонтом надменно отвернулась – мол, не желаю продолжать бессмысленный разговор. Но поскольку дождь продолжал шпарить, а струйки продолжали стекать на тело подпиравшей дамы, та наконец не выдержала. Откуда только прыть взялась у старушки! Изловчившись, выхватила зонт у «молодухи» и бросила на земь. Владелица зонта, обалдев от такой наглости, зонт подняла – он к тому времени захлопнулся – и врезала обидчице прямо по мокрой шапке. После этого они вцепились друг в друга и стали толкаться и орать дурным голосом. У стоявших рядом престарелых граждан не хватало сил, чтобы разнять дерущихся.

Конец бесчинству положил мой знакомый, куривший в сторонке. Физически дотянуться до соперниц он не мог, но сообразил крикнуть: «Женщины, куда вы смотрите, тут без очереди лезут!» Пенсионерки тут же опустили кулаки, сосредоточившись на поиске внешней угрозы. Все, как солдаты, быстро стали по своим местам и затихли, сурово поглядывая на соседей – не оказалось ли среди них чужаков.

Время шло, и знакомый мой уж был близок к заветной двери. Ее изнутри охранял паренек  с автоматом. Когда из банка выходило пять человек, он с улицы столько же впускал в помещение. Те, кто был уже в первой пятерке, невольно оказывался прижатым к двери почти вплотную, а именно на это место с крыши здания стекала струя воды (вы же помните, что ливень, да?). Люди мужественно терпели. Мой знакомый мириться с этим не хотел, и остановился в шаге от порога. Толпа не желала терпеть пустоту впереди, напирала и требовала, чтобы мужчины подошел к зданию вплотную. Благо у того хватало сил натиск толпы сдерживать и от потока сверху уворачиваться, при этом объясняя окружающим причину своего нежелания сделать этот лишний шаг. Но толпа беспокоилась: «Ведь щас без очереди полезут». И оказалась права – таки полез какой-то наглец, подскочивший с хвоста. Еле вытолкали.

Тем временем охранник собрал внутри пятерку уже обслуженных пенсионеров и, открыв дверь, выпустил их наружу. Внутрь наконец-то попал мой знакомый и четыре старушки. Вообще-то, они были за ним, но ворвавшись в помещение, прытко кинулись к кассе, отталкивая друг друга и обгоняя на поворотах. Мужчина же направился к вежливой девушке-администратору. Та с удивлением взглянула на непенсионного возраста человека и поинтересовалась, с чем он пожаловал. Узнав, что пенсия ему положена по инвалидности, искренне огорчилась: «Извините, но инвалидов мы пока не обслуживаем, выплаты вам будут положены чуть позже, почтальоны оповестят вас». Мой знакомый не расстроился, поскольку предполагал что-то подобное, а потому дружелюбно отступил к двери, которую охранял молоденький ополченец. Тот тоже отнесся к интеллигентному посетителю с сочувствием: «Что же вы такую очередь выстояли, ведь вот на стекле бумажка, тут написано, кому положено, а кому нет». Да, бумажка действительно была. Но разве заметишь ее, когда вокруг такие баталии? «Ничего страшного. Даже интересно было в таком деле поучаствовать». Ополченец почему-то проникся к нему уважением. Заговорили «за жизнь». «Не работаете?». «Нет». «Так идите к нам!» «Да нет, братишка, я уже свое отвоевал…» Он дождался, пока в тамбуре соберется пятерка на выход, и покинул стены заведения, где ему не улыбнулась удача.

Благо человек этот не бедствует. При скромном образе жизни какое-то время можно еще протянуть на старых запасах.

Кстати, то, что выдают местные власти донецким пенсионерам – это не пенсия. А социальная помощь. Когда и кому «обломится» в следующий раз – не ясно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram