Охлобыстина не пустили в Латвию из-за Европрайда
28 октября 2014, 23:05 [«Аргументы Недели», Светлана Родионова, Рига ]
Сообщение о том, что министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич нашел еще одного российского артиста, угрожающего его родной стране самим фактом приезда, сенсацией назвать трудно. На фоне украинских событий, газового кризиса, европейских проблем объявление Ивана Охлобыстина персоной нон грата в Латвии тянет лишь на информацию в разделе происшествий.
Однако не нашлось, пожалуй, ни одного издания стран Балтии, которое бы не перепечатало запись главы латвийского МИД в его профиле в Twitter: «Я принял решение объявить нежелательной персоной в Латвии Ивана Охлобыстина, принимая во внимание выступления, которые расцениваются как разжигание этнической ненависти».
Ринкевич приравнял Охлобыстина к Кобзону
Что же заставило главу внешнеполитического ведомства Латвии, несмотря на летний скандал с Кобзоном, Газмановым и Валерией, дополнить «черный список» звездой «Интернов»?
Речь идет о записи в микроблоге Охлобыстина в Твиттере от 9 августа: «Я хочу, чтобы у вас взорвали все энергоблоки, чтобы вы все умерли». Правда, запись то ли была, то ли нет, а есть фраза: «Простите, сбой». Накануне, 8 августа, Охлобыстин написал: «Сегодня убили моего друга. Он был очень добрый человек. Шахтер. Родом из Винницы. Жил и работал в Донбассе. Никогда не прощу». В общем, если и была скандальная запись, то похоже это на нервный срыв, конечно, непростительный – ведь микроблог Охлобыстина читают около одного миллиона подписчиков.
В остальных выступлениях, интервью, записях в соцсетях Охлобыстин высказывается о событиях на Украине примерно также, как и многие россияне - с болью о погибших. В монологе «Спасибо тебе, Украина!» Охлобыстин называет Украину «сестренкой» и «раной незаживающей». «Случись большая беда, мы опять пойдем за тебя умирать миллионами», - говорит российский артист.
Латвия – страна Европрайда 2015
Охлобыстин, православный священник, временно освобожденный по его просьбе от служения из-за «внутренних противоречий», известен своими гомофобскими взглядами.
Высказываясь о представителях сексуальных меньшинств, Охлобыстин слова не выбирает. Далеко не все высказывания Ивана Охлобыстина стоило бы делать достоянием общественности: язвительность его «фигур речи» зачастую носит провокационный характер.
Например, на выступлении в Новосибирске, говоря о геях, он сказал: «Я бы их всех живьем в печку запихал. Это Содом и Гоморра, я, как верующий человек, не могу к этому относиться равнодушно, это живая опасность моим детям!». Понятно, что такие заявления эмоционально напрягают тех, кто относит себя к ЛГБТ- сообществу (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры).
А глава латвийского МИД, совсем напротив, в вопросах однополых отношений отличается политкорректностью. Эдгар Ринкевич регулярно участвует в рижских гей-парадах и активно защищает права членов ЛГБТ- сообщества.
Свобода слова как неотъемлемая часть демократии
Трудно не согласиться с позицией латвийского МИДа высказанной парламентским секретарем министерства Виктором Макаровым: «Права людей, принадлежащих к сексуальным меньшинствам - это те же самые права человека».
И конечно, как не поддержать такие слова дипломата: «Восстанавливая независимость Латвии, мы приняли решение воссоздать ее, как государство демократическое, уважающее права человека. Это означает, что мы уважаем свободу слова и свободу собраний даже тогда, когда публично высказываются и собираются люди, взгляды и мнения которых мы не разделяем или даже осуждаем».
Как же это согласуется с с решением «не пущать» в Латвию людей, «взгляды и мнения которых мы не разделяем или даже осуждаем»?
Проведенное Институтом социальных и политических исследований при Латвийском университете исследование «Насколько Латвия демократична? Аудит демократии в 2005-2014 гг.» показало, что с каждым годом количество случаев нарушения свободы слова увеличивается.
Примеров много: трехмесячный запрет вещания канала «РТР-планета», только что за «необъективные» репортажи об Украине оштрафован Первый балтийский канал, обеспечивающий вещание российского первого канала на Латвию, Литву и Эстонию.
Государственные органы и общество в целом недостаточно понимают, что на самом деле означает свобода слова и почему она важна, отметила в интервью Латвийскому радио одна из авторов исследования Анхелита Каменская.
«К сожалению, эти уроки приходят к нам через приговоры местных судов и Европейского суда по правам человека, – сказала Каменская. – Но думаю, не через них только, и ясно, что правоохранительным учреждениям следует учиться свободе слова – когда можно, когда нельзя ограничивать ее. Учиться следует и более широким слоям общества».
Так что, прав был вождь мирового пролетариата: учиться, учиться и учиться. Может, это поможет избавиться от политического лицемерия, ведь, как известно, лицемерие – опасный грех.
Иосиф Кобзон в борьбе за демократию в Латвии
История с Охлобыстиным в какой-то мере подтолкнула к действиям фигурантов летнего списка персон нон грата - Иосифа Кобзона и певицу Валерию.
Народный артист СССР Иосиф Кобзон обратился в латвийский суд, чтобы оспорить запрет на въезд в эту страну. Об этом сам певец сообщил 27 октября журналистам в Донецке. По словам Кобзона, если латвийский суд откажет в удовлетворении иска, он «готов дойти до Европейского суда».
«Я считаю, что этот запрет противоречит международному законодательству. Я имею право выражать свое мнение», – цитирует латвийский портал Delfi заявление народного артиста СССР.
Валерия, которой МИД Латвии также запретил въезд в страну, тоже собирается обжаловать это решение в судебном порядке.
А тем временем объявленный на 7 ноября в Риге творческий вечер Охлобыстина «Духовные беседы» отменен. Деньги обещают вернуть (кстати, билеты проданы все, а цена билетов – от 20 до 60 евро). Так что, пострадали и компания, организовавшая выступление артиста, и зрители, которые не услышат ни стихи из знаменитого цикла «Газели», ни рассказы, написанные специально для «Духовных бесед».
Глас народа
Интерес к сообщению о запрете Охлобыстину въезда в Латвию у латышей и русских разный: в русскоязычной прессе комментариев много, а в латышскоязычной - поменьше.
Приводить содержание комментариев интернет-пользователей сложно: слишком часто используется ненормативная лексика. Диапазон мнений широк: от «все правильно, нечего России присылать подстрекателей массовых беспорядков» до высказываний о том, что Латвия все решения принимает по указке Америки.
«Во всем мире в черные списки заносят политиков, миллионеров, бандитов... У нас же ... артистов! Конечно это же самые влиятельные и опасные люди... Смешно!», - заключил один из авторов комментариев.
«Всякого рода запреты на въезд деятелей культуры в Латвию вызывают раздражение, но к их персонам вызывают повышенное внимание, так что эти акции направлены не на артистов, но на вызов раздражения общественности и ни в коей мере не являются защитой государства от крамолы, при современных-то СМИ, технологиях и интернете. Господин Ринкевич, видимо, не понимает, что является элементарным провокатором, который вызывает попросту раздражение и не более», - так проанализировал ситуацию один из читателей.
Мнение профессионалов
Консультант Европарламента, специалист по европейскому праву Алексей Димитров усмотрел в решении Эдгара Ринкевича включить в список невъездных в Латвию лиц Ивана Охлобыстина нарушение закона: «Призывы Ивана Охлобыстина сжигать геев в печах и сажать в тюрьму свобода слова не защищает. Так что ограничения в этой связи вводить можно - как и в случае разжигания этнической розни.
Если схожие высказывания звучат в Латвии, то задачей правоохранительных органов является оценить, насколько они противоречат законодательству Латвии. Возможно, целью ограничений является предупреждение подобных высказываний. Но в случаях угрозы общественному порядку или безопасности решение о включении в «черный список» принимает министр внутренних дел. Такое решение можно обжаловать в Верховном суде».
Адвокат оказавшейся в такой же ситуации Валерии Сергей Жорин сказал: «Данная санкция незаконна, она противоречит международным законодательным нормам. В случае отказа удовлетворить нашу жалобу в суде Латвии мы будем подавать жалобу в Европейский суд по правам человека».
И еще о свободе слова
«Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать» - как не напомнить латвийскому МИД крылатое выражение о принципах свободы слова и демократии!
И еще. Мэр Риги Нил Ушаков сразу после сообщения о внесении Охлобыстина в список невъездных лиц обратился к артисту в Твиттере: «Я не согласен со многими вашими публичными заявлениями. Но мне очень стыдно за нашего главу МИД!». Вот к этому добавить, пожалуй, нечего.