> Прощание с Россией или снова «Лаша Тумбай»? - Аргументы Недели

//В мире

Прощание с Россией или снова «Лаша Тумбай»?

13 октября 2014, 17:01 [«Аргументы Недели», Вадим Трухачев ]

Особая маркировка российских товаров. Ров (пока без крокодилов) по границе с Россией. Закупка газа у Норвегии, а угля – в ЮАР. Переход на американские стержни для АЭС. «Ленинопад». Введение в армии традиционных бандеровских приветствий. Украина старается «послать» Россию как можно подальше, но выглядит это всё пока комично. А вот закончиться такое «прощание с москалями» в состоянии аффекта вообще может печально. Для Украины в первую очередь.

Новости, приходившие в последние дни с Украины, можно объединить в одну тему. Страна пытается разорвать все связи с «москалями» и отгородиться от них. К этому сводятся практически все начинания руководителей страны. Если тут и есть здравый расчёт – то только процентов на 20. Остальное – сплошные эмоции. И, естественно, предвыборная кампания. Чем явственнее политик обозначит своё неприятие ко всему российскому – тем больше шансов у него понравиться вошедшему в раж электорату. Но выиграет ли от этого Украина в итоге?

Начнём с бытовой стороны вопроса – особой маркировки российских товаров в магазинах Киева. «Летучая гвардия Майдана» решила избавить столицу от продукции, поставляемой «страной-агрессором» (оставим здесь терминологию авторов). Затея понятна – только не то что в Киеве – во Львове покупатели не проявили совсем уж полной «свидомости». Запретный плод, как известно, сладок – а у восточных славян особенно. Если что-то ограничивают – значит, рука к этому может потянуться.

О прагматизме говорить не приходится ещё и потому, что Россия в ответ может ввести полный запрет на украинскую продукцию. И здесь уже украинским производителям станет не до шуток. Значительная часть горилки, консервов, даже пива отправляется с Украины на восток. Что уж говорить о продукции более высокотехнологичной – на Западе она практически не нужна, только на Востоке. Россия, конечно, в какой-то мере тоже пострадает от всех запретов, только Украине достанется куда сильнее. Заменить поставщика в данном случае проще, чем покупателя.

Перейдём к «Ленинопаду». Разрушение памятника вождю мирового пролетариата в Харькове (а это был один из символов города, один из крупнейших памятников в бывшем СССР) едва ли решит хоть одну проблему. Обострение обстановки в городе, и так не слишком лояльном к нынешней власти, уже обеспечили. А если учесть, что значительная часть «борцов с прошлым» были не местными, а приезжими, у многих харьковчан возникнет вопрос: а почему за нас кто-то решает, какому памятнику стоять, а какому – нет?

К Ленину можно относиться как угодно. Но применительно к Украине есть одно «но». Именно Харьков был столицей УССР, и именно Владимир Ильич обеспечил Украине нынешнюю восточную границу. Отнюдь не факт, что Донбасс, Харьков и Одесса сами бы вошли в состав Советской Украины - большинство их населения 100 лет назад называла себя русскими. Так что разрушение образа Ильича – удар отчасти и по самой украинской государственности.

Бандеровские приветствия в армии? Проблема в том, что Степан Бандера не является героем для всей Украины, и даже часть тех, кто не любит Россию, относятся к нему равнодушно. Кроме того, он остаётся героем со знаком «минус» даже для некоторых жителей западных областей – особенно Закарпатья. Что уж говорить о Харькове или Днепропетровске. Не нравится обращение «товарищ» - найдите что-то нейтральное. А так – значительная часть населения нововведения не одобрит и скорее озлобится.

Здесь ведь ещё международные последствия добавятся. Бандера сотрудничал с нацистами, его соратники уничтожали поляков на Волыни. В Польше иначе как «террористом» его не называют. Если поляки и закроют глаза на его героизацию – то лишь временно и по тактическим соображениям, затем они спросят за это с Украины «по полной». А разгул воинствующего национализма может стать сигналом для Венгрии и Румынии, что соплеменников в Закарпатье и в Черновцах надо защищать.

По инициативе премьера Арсения Яценюка и губернатора Днепропетровщины Игоря Коломойского по границе с Россией решили возводить стену – или хотя бы ров. Ещё мэр Киева Виталий Кличко у немцев совет спрашивал, как лучше сделать. Только советчик тут из Германии плохой. Для немцев Берлинская до сих пор символ самый негативный. А здесь что? Сколько родственников у тех же харьковчан живут в Белгородской области РФ? Диверсантов никакая стена не остановит, а обычным гражданам проблемы создаст.

Символ, конечно, получится хороший – граница станет видимой даже из космоса. Только смирятся ли с её существованием люди, живущие рядом с ней? Даже на лояльной властям Черниговщине привыкли ездить к родне и друзьям на Брянщине. Что уж говорить о северной части Луганщины… Под эту стену будут делать подкопы, её будут подрывать. Пограничника через каждые 100 метров не поставить. А от ракет она и вовсе не спасёт.

На экономическом поприще украинские власти тоже объявили о прорыве. Так, они начали покупать газ в Норвегии, заявляя, что он обойдётся дешевле российского. Есть, правда, куча замечаний… Норвежский газ добывают с очень больших глубин. Доставка его в сжиженном виде требует дополнительных средств – как и прокладка труб по дну Северного моря. В итоге даже соседняя с Норвегией Финляндия предпочитает российский газ.

Норвежское топливо присутствует в энергетическом балансе Германии, Голландии, Чехии… Но все они не отказывают и от российского газа – потому что он дешевле. Часть своих потребностей Украина, конечно, покрыть с его помощью может. Но едва ли его хватит даже для обогрева населения. Точнее говоря, откуда у воюющей страны средства на закупку столь дорогого топлива? Так что придётся с Россией договариваться.

Уголь же вместо Донбасса решили везти из… ЮАР. Здесь можно задать простой вопрос: зачем долбали шахты в Донецке и Луганске, если их топливо заменить нечем? Доставка угля за тридевять земель влетит и в доллар, и в евро, и в южноафриканский ранд – не то что в копеечку. А есть в порту Одессы достаточно места, чтобы встали огромные океанские суда? И сколько есть места, чтобы его разгрузить? Из Кузбасса или Коми привезти дешевле. Но там же «кацапура клятая»…

И уж настоящей катастрофой может обернуться замена российского оборудования АЭС на американское. В отличие от нас, США не станут вывозить к себе отработанное ядерное топливо. А раз так – хоронить его придётся на Украине. Безлюдной местности в стране (в отличие от России) не так много, так что густонаселённые районы вынужденно превратятся в зону экологического бедствия. Никакая Польша ни из каких тёплых чувств подобный груз не примет. «Зелёные» в Европе тут же встанут на уши.

Нечто похожее попытались в своё время провернуть в Чехии. На АЭС «Темелин», построенной по советскому образцу, внедрили американское топливо. И станция чуть на воздух не взлетела… После такой встряски чехи перестали играть в политику и вернулись на землю - к российскому топливу. На Украине работает пять АЭС (включая Чернобыль), и авария может произойти на любой. Тут половина Европы окажется в зоне бедствия. Всё-таки «мирный атом» - только фигура речи. Он ещё какой не мирный.

Желая насолить России, Украина постепенно скатывается к неадеквату. Даже вполне себе разумные меры вроде попытки найти себе другого поставщика оборачиваются чаще всего непродуманными действиями или вообще абсурдом. Едва ли это доведёт страну до добра. А уж эксперименты с ядерным топливом – вообще сродни самоубийству.

Вот и получается, что стремясь немедленно распрощаться с Россией, Украина не столько добивается независимости, сколько складывает на разные лады кукиши в кармане. Помните, как под аплодисменты Европы Сердючка «Раша гудбай!» распевала? А потом Данилко долго оправдывался, что его просто расслышали не так. Да и вообще он про Монголию пел…

 

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте