Как повлияют на Латвию санкции Евросоюза против России? Удастся ли прибалтийской стране с населением менее 2-х миллионов человек остаться вне конфликта, в который вовлечены крупнейшие страны мира? Это, пожалуй, в последние дни самые обсуждаемые в Латвии вопросы.
Как известно, ответ России на третий пакет санкций, введенный Евросоюзом в связи с ситуацией на Украине, не заставил себя ждать: президент России Владимир Путин, подписал указ об ответных мерах. Латвия в полной мере подпадает под российские санкции, т.к. при голосовании поддержала европейские санкции.
Более того, Латвия ввела и свои собственные «санкции», объявив персонами нон грата Олега Газманова, Иосифа Кобзона и Аллу Перфилову (Валерию). Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевич назвал этих российских эстрадных исполнителей «апологетами российского империализма».
Экономика Латвии тесно связана с экономикой России
Стоит отметить, что именно глава МИД старался убедить жителей Латвии в том, что санкции Евросоюза против России не станут разрушительными для Латвии. «У нас по поводу санкций наблюдается некоторая истерика. Первая такая истерика случилась в 2012 году в связи с санкциями по отношению к Беларуси. Еще никаких фактов не было, а я уже получал письма от представителей бизнеса о том, что мы потеряем миллиард. Ничего не потеряли, и все успокоились. Вторая волна была в феврале–марте–апреле, когда обсуждались первые санкции против России, тоже приходилось слышать, что мы потеряем все», - сказал Эдгарс Ринкевич в интервью изданию «Вести Сегодня».
Трудно сказать, на чем основана такая уверенность руководителя внешнеполитического ведомства Латвии в неэффективности ответных российских санкций - ведь экономика Латвии тесно связана с экономикой России. «Я не думаю, что это будет преувеличение, если сказать, что среди всех стран ЕС в Латвии отношения с Россией имеют самую большую долю в экономике. Если санкции будут введены, то среди стран ЕС мы сильнее всего ощутим их последствия», - признал министр экономики Вячеслав Домбровский.
По данным Министерства земледелия, в 2013 году Латвия импортировала в Россию на 658,2 млн евро сельскохозяйственных продуктов и сырья. Продукты, попавшие в санкционный список, составляют 21 процент от общего экспорта продовольствия Латвии в Россию.
Поэтому понятно, что премьер-министр страны Лаймдота Страуюма, ранее заявившая, что новые санкции для народного хозяйства Латвии «не катастрофичны», после обнародования списка продуктов питания, ввоз которых в Россию запрещен, спешно прервала свой отпуск, чтобы встретиться с представителями отраслевых организаций.
Кто больше всего пострадает от введения российских санкций
Больнее всего запрет России на импорт продуктов ударит по латвийскому молочному сектору. Экспортом молочной продукции в Россию занимаются 16 латвийских предприятий. Кстати, одно из крупнейших предприятий отрасли – Рижский молочный комбинат «Rīgas piena kombināts», принадлежит российскому бизнесмену Андрею Бесхмельницкому.
«Грозит перепроизводство – надо думать, что с ним делать. Вдобавок это все стоит денег. Ситуация фактически кризисная, надо обращаться за помощью в Брюссель или к нашему правительству. По логике вещей, цены на молочные продукты должны падать, может начаться даже демпинг цен – ведь на рынок поступит продукция конкурирующих фирм из Польши, Литвы», - сказал глава Латвийского центрального союза молокопереработчиков Янис Шолкс.
Ждут тяжелые времена и поставщиков пищевой продукции растительного происхождения, которую в Россию поставляют 67 латвийских фирм и хозяйств. Например, компания «Puratos Latvia» отправляет на российский рынок варенье и джемы, в том числе и как добавки в йогурты. «Мы сейчас не будем делать те поставки, которые мы планировали делать завтра. Пока мы ждем и уточняем», - поделился в эфире Латвийского радио оценкой ситуации гендиректор предприятия Айгарс Балодис.
Коснулись последние события и проекта «Рижские дворики» - 27 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, предлагающих латвийские товары. «Думаю, что за неоценимый вклад в развитие латвийского экспорта министр иностранных дел Латвии Ринкевич заслужил орден Кобзона третьей степени… Четыре года работы предпринимателей и Рижской думы, чтобы продвинуть в Москве «Рижские дворики». Правительство Латвии на всем этом поставило крест за четыре недели. Молодцы», - так язвительно прокомментировал действия правительства мэр Риги Нил Ушаков.
А опасавшиеся введения эмбарго на свою продукцию рыбопереработчики облегченно вздохнули – пока ни килька, на шпроты в «черный список» не попали. 80-90 процентов рынка большинства предприятий - именно Россия, поэтому производителям рыбных консервов реально грозило массовое банкротство.
Если говорить о жителях Латвии, то они в чем-то даже выиграют от российских санкций: ведь товары, предназначенные для России, попадут на внутренний рынок, усилится конкуренция, что должно привести к падению цен.
Что делать предприятиям, которых российские санкции касаются непосредственно
Что делать предприятиям, которых санкции большого соседа коснутся непосредственно? Уже появились предложения, которые предлагают санкции «обойти», например, поставляя запрещенные продукты в Белоруссию, Казахстан, Армению, Азербайджан, там перерабатывать и затем отправлять их в Россию.
В Министерстве экономики к создавшейся ситуации отнеслись по-деловому, заранее разработав план действий. Глава ведомства Вячеслав Домбровский говорит, что паники нет. Сейчас главное помочь предприятиям не обанкротиться, а людям – не остаться без работы
Чтобы предприниматели не пошли на массовые увольнения, для них разработаны налоговые льготы - так называемые «налоговые выходные», будет оказываться помощь по кредитам. Министерство обещает оказать помощь и в поиске новых рынков сбыта, хотя понятно, что быстрая переориентация на другие рынки невозможна, для этого нужно 3-5 лет.
От торговых сетей и рядовых покупателей ждут понимания: министр предлагает маркировать и размещать отдельно товары, которые попали в список санкций. «Будем призывать жителей осознать, что, покупая, к примеру, польские товары, тем самым многие люди в Латвии могут потерять работу», - отметил глава Минэкономики.
В правительстве рассчитывают на помощь Евросоюза. «Мы будем работать с Евросоюзом по вопросу о компенсирующих механизмах», - заверил министр иностранных дел Эдгарc Ринкевич.
«Страны ЕС не могут смотреть, как завоевывается близкая страна посреди Европы – Украина, и это в XXI веке. Это недопустимо. Независимость важнее, чем экономические трудности, которые мы преодолеем», - в свою очередь сказала премьер-министр Лаймдота Страуюма в программе телеканала LTV.
Что ждет экономику Латвии
Глава Торгово-промышленной палаты Латвии Янис Эндзиньш считает, что санкции бумерангом отзовутся на всей латвийской экономике. «Если санкции нас сильно затронут, то роста экономики можно уже не ждать. Это негативно отразится и на ВВП».
Латвийские финансисты, просчитав ситуацию, назвали кратковременное прямое влияние санкций на экономику страны «сравнительно умеренным». По данным Минфина, эмбарго скажется только примерно на 4,6 процента прошлогоднего экспорта Латвии в Россию и на 0,2 процента прошлогоднего ВВП.
Премьер-министр Лаймдота Страуюма заявила, что в самом тяжелом варианте - если с Россией окажутся прерваны практически все экономические связи, в том числе энергетические – Латвия может утратить до 10 процентов ВВП. Однако глава правительства надеется, что Россия не может вводить санкции против Запада бесконечно.
Санкции, как радиация, действуют разрушительно
В Министерстве иностранных дел назвали решение России о введении эмбарго «неадекватным» и «несущим обоюдный ущерб». Государственный секретарь Министерства иностранных дел Андрей Пилдегович пообещал: «Реакция России не останется незамеченной. И в этом случае правительство России погружает свою страну, свой народ, в глубокую самоизоляцию».
В отличие от действующего министра иностранных дел Латвии, экс-министр Янис Юрканс считает, что руководство Латвии совершает ошибку, слепо копируя позиции ЕС и США по отношении к России. «Наши (латвийские) политики не понимают, что санкции - это как радиация. Сначала мы ее не чувствуем, мы же каждый день не проверяем степень своей зараженности, но она есть, она будет все больше и больше сказываться на мировой арене и, конечно, на внутриполитической ситуации», - сказал Юрканс.