Западные политики в растерянности: новая Россия рулит!
11 марта 2014, 14:00 [ «Аргументы Недели» ]
В Лондоне собираются представители стран теперь уже Семерки, чтобы обсудить санкции, которыми они, возможно, обложат нашу страну. Американцы грозятся не признать референдум. А известные западные политологи и журналисты плачут и смеются одновременно.
Во вторник в Лондоне собираются главы государств Запада, чтобы обсудить, что делать с российской политикой в Крыму и на Украине. Планируется срочно составить список тех властных отечественных фигур, на которых падут санкции – запреты на въезд и арест имущества.
В Вашингтоне уже заявили, что Россия может считать себя исключенной из Большой восьмерки. «Трудно представить себе саммит G8 в Сочи», - подвел итог пресс-секретарь президента США Джей Карни.
Западные деятели осознали, по признанию газеты Guardian, что референдум в Крыму может дать президенту России Владимиру Путину опасный повод для дальнейших действий в Крыму и наращивания там военной группировки. Пока решение о санкциях планируется окончательно ввести в действие на следующий день после референдума.
Который день заседают при закрытых дверях высшие чины ООН и Евросоюза, и бессильны что-либо придумать, сообщает французская Le Monde. На все увещевания мировой общественности, российский МИД отвечает абсолютно такими же увещеваниями, приглашая всех в Москву на переговоры, на обвинения в обмане отвечают обвинениями во лжи, на упреки в тенденциозном освещении событий на Украине – точно такими же обвинениями в тенденциозном освещении событий на Украине, на санкции грозят санкциями. А неведомые зеленые человечки уже стреляют в Крыму, пока в воздух, передает France 24.
Политологи с одной стороны подсмеиваются над действиями своих правителей, с другой стороны – ужасаются. На последнем собрании партии республиканцев США разгорелся самый жаркий спор со времен столпов Рональда Рейгана и Джорджа Буша, пишет аналитик Майкл Джерсон в Washington Post. Сенаторы взывали то к одному призраку, то к другому, и вспоминали, как Рейган умудрялся торговаться с СССР, а Буш метал ракеты в Ираке, но так и не смогли прийти к единому мнению: что же делать сегодня – и торговаться не получается, и ракету не пустишь. Самым простым оказалось смешать с грязью нынешнего президента – Обаму, подшучивает аналитик. «Мы демонстрируем, что страшно возмущены его возмущением по поводу поведения Владимира Путина. Американцы никак не могут разработать законодательные основы для разработки гуманитарной политики по Крыму, в то время как Россия мобилизует все идеи прошлых веков. Аргумент «пусть они там поубивают друг друга» годится для Сирии, но «Путин сам разберется» продать будет труднее. Самое время призывать призрак Рейгана, чтобы он образумил Обаму», - пишет Джерсон.
Колумнист газеты Globe Марк Керстин полагает, что дала трещину вся гуманитарная доктрина последнего времени – никто ничего не может сделать против возникновения в Европе «диктаторского режима, на который не действуют никакие уговоры». «Язык правозащитника стал обоюдоострым оружием» – оказалось, что им может воспользоваться кто угодно. Вам предъявят бумажки о референдуме, заполненные по всем правилам. Спикеры парламентов и министры иностранных дел будут использовать правильную риторику гуманитарного права, держа под полой автомат или сами стоя под его дулом, полагает журналист. При этом, по мнению Керстина, нет никаких возможностей опровергнуть лицемерный язык, ибо на первый взгляд международные законы не кажутся нарушенными, и самое циничное, по его мнению, что Москва использует прецедент Сирии для манипулирования Советом безопасности.
«Россия предстает жесткой, решительной правозащитницей (кто нарушал права русских – пока неизвестно), и на этом фоне нарушение суверенитета Украины как-то теряется», - полагает обозреватель.
«Путин из страны ГУЛАГа, и он может сконцентрировать власть без убийств или особого насилия. И он знал, что мы ни на что не способны», - уверен известный политолог Ричард Коэн, - «В мире много наций, которые страдают от несвободы. Ужасно, если никто из нас не извлечет из происходящего урок».
Откликнулись и российские политологи. Войну «гопников и нацистов» пророчит профессор Оксфорда Владимир Пастухов, а писатель Максим Кантор ожидает нашествие Новой Орды и скифов «с раскосыми и жадными очами»: «Возник русский патриотизм нового типа, отчасти похожий на предыдущий, но с новыми, татаро-монгольскими, чертами. Слово «русский» сделалось своего рода заклинанием — это уже не коммунист, и совсем не православный, это представитель страстного обиженного народа, имеющего географическую судьбу и особую миссию… миссия определяется словами «выжить» и «идти вперед»; это сильный импульс, как у воина степей. И Запад глядит, разинув рот: что скажешь против степной логики? Что скажешь Тамерлану? Борись за демократию? Тамерлан лишь улыбнется в ответ — он не плох, и не хорош, он просто такой, какой есть: идет вперед, как степной пожар, вот и все. Возразить ему невозможно. Западу нечего противопоставить Тамерлану; организм Запада дряблый и ожиревший от демократии, Запад сам угробил свою философию и искусство, он не умеет ничего сказать поперек».