Свернули на Грушевского?
24 января 2014, 23:31 [«Аргументы Недели», Александр Карпов ]
Это только в песнях советского прошлого было весело шагать по просторам. Тогда, кумир эстрады, Юрий Антонов, выбирая тенистую сторону, смело шагал по Абрикосовой, круто сворачивал на Виноградную. На Яблочную улицу он, впрочем, не заходил. Может быть из-за фамилии, как скромный и порядочный человек. Кто его знает? А вот Вишневые и Грушевые, к счастью, удостоил своим присутствием, наполняя народ оптимизмом и радостью.
Но, в Киеве люди теперь предпочитают иные маршруты. Ходят и ходят на улицу Грушевского, правда, безо всякого веселья, тупо и настойчиво. Как отчаянные живодёры-орнитологи, пытающиеся, во что бы то ни стало, свернуть шею хищной птице орлиной породы, охраняющей подходы к гнезду «промоскальской» власти, и сделать из нее чучело. Или, хотя бы, снять свои бои с ней на видео, пока самим что-нибудь не оторвали. Для отчета в ЕС и на Потомаке. Строительная каска и противогаз, куски тротуарной плитки и бутылки с бензином, тёмная злоба и ненависть безо всяких требований – вся суть нынешнего киевского майдана. У кого-то лица сосредоточенные, а кто-то все время скалится. Пролилась кровь. Теперь становится ясно то, что, появятся деньги западных кукловодов, и бардак будет продолжаться до тех пор, пока не испугается власть или не сделает что-нибудь вразумительное в защиту себя и ридной батькивщины.
Беспорядки пугают не только Януковича, но и Россию с Западом. С Востока бабло уже нарисовалось, а с Запада его еще надо вытрясти. Запад уже почти готов к соитию по «западенски». Он говорит, что очень любит Украину, но калым зажимает - бюрократы буржуинские тормозят и гордыня еэсная. Расчет на халяву с Украиной пока не проходит в силу особенностей местного менталитета. И Запад боится, что опоздает. Россия же вроде уже успела. Но куда, точно сама не знает, поскольку действовала быстро, по интуиции. Ей нет житья без родной сестры, а деньги не в счет. Она их и без нее теряет немеренно.
Большинство образованных россиян хорошо знают, кто такие Махно, Петлюра и Бандера, но кто такой Грушевский мало кому понятно. О нем на Руси мало кто когда-нибудь вспомнил, если б на улице его имени ни горели так хорошо автомобильные покрышки. А зря, деятель был неординарный.
Грушевский Михаил Сергеевич - историк, профессор Львовского университета по кафедре истории, родился в 1866 года в Холме (ныне — Хелм, Польша). Его отец, Сергей Фёдорович был учителем русского языка. Хороший был человек, но про паровоз не пел. Юношеские годы Михаил Грушевский провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии. В 1886-18990 годах учился на историко-филологическом факультете Киевского университета. За свою студенческую работу «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV в.» получил золотую медаль и был оставлен при университете.
В 1884 году во Львовском университете была открыта кафедра всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы, которую и занял Грушевский. Постепенно Грушевский становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции и в 1899 году активно участвует в создании Украинской национально-демократической партии в Галиции.
В 1914 году, после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где руководил деятельностью «Наукового товариства у Києві», переносит сюда издание «Литературно-наукового вістника». Арестован в декабре 1914 года по обвинению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и после нескольких месяцев тюрьмы выслан по приказу начальника Киевского военного округа вСимбирск, как указано в приказе, «на время состояния местностей, из коих он выслан, на военном положении».
В конце 1915 Грушевскому удалось добиться разрешения (с помощью академика А. А. Шахматова) на переезд в Казань, через год — в Москву, где он и проживал до февральской революции.
После Февральской революции 4 (17) марта 1917 года в Киеве на собрании представителей политических, общественных, культурных и профессиональных организаций было объявлено о создании Центральной Рады. 7 (20) марта состоялись выборы её руководства. Председателем УЦР был заочно избран Михаил Грушевский, на тот момент отбывавший ссылку в Москве. 14 (27) марта Михаил Грушевский вернулся в Киев из ссылки и лично возглавил деятельность УЦР.
В начале апреля 1917 года состоялся Учредительный съезд Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), одним из основателей которой был Грушевский (вместе с Н. Ковалевским, П. Христюк, В. Голубовичем, Н. Шрагом, Н. Шаповалом и др.)
6—8 (19—21) апреля состоялся Всеукраинский национальный съезд, 900 делегатов которого избрали 150 членов Центральной рады и новый президиум УЦР. М. С. Грушевский был переизбран на пост главы УЦР. В этом качестве он вёл переговоры с Временным правительством России о предоставлении Украине автономии.
После Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде УЦР 7 (20) ноября провозгласила Украинскую Народную Республику в составе федеративного государства.
25 ноября 1917 года на всеобщих выборах Грушевский был избран во Всероссийское учредительное собрание по Киевскому округу № 1 — украинские эсеры, Селянская спилка, украинские социал-демократы.
После разгона большевиками Учредительного собрания (6 (18) января 1918 года) Центральная рада провозгласила независимость УНР.
В январе 1918 года киевские большевики подняли восстание, которое было подавлено войсками Центральной рады.
27 января (9 февраля) 1918 г. представители Центральной рады подписали сепаратный мирный договор с Германией и Австро-Венгрией, на основании которого Украина была оккупирована австро-германскими войсками.
В конце апреля 1918 года Центральная рада была упразднена в результате государственного переворота гетмана П. П. Скоропадского, поддержанного оккупационными войсками.
В конце марта 1919 года уехал в Австрию, создал в Вене Украинский социологический институт - идеологический центр украинской националистической контрреволюции. После нескольких обращений Грушевского к украинскому советскому правительству, в которых он осуждал свою контрреволюционную деятельность, ВУЦИК в 1924 году разрешил ему возвратиться на Родину для научной работы, чтобы внести теоретические основы в проводившуюся тогда на практике украинизацию. Был профессором истории в Киевском государственном университете, избран академиком Всеукраинской академии наук, руководителем историко-филологического отдела. Возглавлял археографическую комиссию ВУАН, целью существования которой было создание научного описания изданий, напечатанных на территории этнографической Украины в XVI—XVIII веках. В конце 1920-х гг. ряд марксистских историков, в частности М. И. Яворский, выступили с критикой трудов Грушевского и его коллег, занимавшихся исследованиями украинского национального движения второй половины XIX века и акцентировавших вопрос о репрессиях царских властей в отношении украинофилов. Оппоненты Грушевского указывали на недооценку социального, классового фактора, критиковали «буржуазную ограниченность» лидеров украинского национального движения и делали упор на значение русско-украинского революционного сотрудничества.
Начиная с 1930 года, Грушевский подвергался репрессиям и преследованиям со стороны силовых структур. Его обвинили в «контрреволюционной деятельности» и инкриминировали участие в антисоветском Украинском национальном центре, в том числе, требовали от него признания в организации террористических актов и покушений на ведущих партийных деятелей. Также репрессии охватили большинство его учеников и сотрудников, которые работали с ним в течение 1920-х годов. Практически все они были репрессированы, а сам Грушевский с 1930 года работал в Москве.
В 1929 Грушевский был избран действительным членом АН СССР.
Умер в 1934 году от заражения крови в Кисловодске, был похоронен с почестями. Вот такой был замечательный человек, пан Грушевский. Сколько прошёл и проехал – Польша – Кавказ - Киев – Львов - Симбирск – Казань – Москва – Киев – Вена – Киев – Москва – Кавказ! До ГУЛАГа только чуть не дотянул. Сколько ассоциаций! А в наше время на улице, названной его именем живьем жгут людей и поливают водой на морозе. Вопреки идиллическому, примиряющему всех и вся плодово-ягодному маршруту советского прошлого.