Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → В мире

Мандела: символ демократии или миф о южноафриканском апартеиде

, 18:29

5 декабря скончался первый чернокожий президент ЮАР Нельсон Мандела. После его смерти снова возрос интерес к тому, как страна, которую он помог освободить от диктатуры апартеида, развивалась после ее падения в 1994 году.

Одно из расхожих представлений о ЮАР, особенно популярное в националистических и правоконсервативных кругах, состоит в том, что апартеид был вынужденным и в какой-то даже мере полезным злом. Он помогал удерживать в узде темнокожее большинство страны, которое без диктатуры апартеида создало бы в ЮАР что-то наподобие режима Роберта Мугабе в Зимбабве. Если послушать апологетов апартеида, то после его падения в ЮАР произошло резкое ухудшение ситуации по всем статьям и белое меньшинство подверглось тяжелой дискриминации.

Для начала процитируем слова Юлии Латыниной, прозвучавшей 7 декабря в передаче «Код Доступа» на радиостанции «Эхо Москвы»: «Если коротко сформулировать, то главное наследие Нельсона Манделы заключается в следующем. К началу 90-х годов ЮАР была страной первого мира […] Под управлением Манделы и его преемников ЮАР превратилась в страну даже не третьего, а четвертого мира. С Бразилией ее, например, сравнивать уже неприлично. За время правления Манделы средние доходы южноафриканцев упали на 40%. Причем, больше всех пострадали самые бедные слои населения: для нижних 5% населения это падение составило 50%».

Корреспондент «Аргументов Недели» Даниил Горбатенко готов поспорить с госпожой Латыниной, причем не голословно, а с экономическими выкладками, обратившись к графику, опубликованному в пятничном номере журнала The Economist:

Как видно из этого графика, экономическая ситуация в ЮАР после падения Апартеида не только не ухудшилась, но существенно улучшилась для всех категорий населения, причем средний рост доходов за период с 1994 по 2013 гг. был явно выше, чем во время апартеида, даже для белого меньшинства.

Конечно, это вовсе не означает, что нынешняя ЮАР – это рай на Земле, где решены все социально-экономические проблемы. После падения апартеида в стране существенно вырос уровень преступности, в том числе насильственной. Средний уровень благосостояния чернокожего большинства пока еще очень низок.Но все это не дает оснований утверждать, что, если бы в ЮАР был сохранен апартеид, то было бы лучше, чем сейчас.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram