В латвийском обществе вновь разгораются страсти: на обсуждение представлен проект преамбулы к Сатверсме (Конституции Латвии). Сегодня текст Сатверсме не содержит вводной части. Однако авторы проекта посчитали, что обществу необходимо указать, что ему нужно, чтобы оно функционировало - как образовалось государство, в чем его сущность и смысл.
А смысл существования государства, по мнению инициатора создания текста преамбулы председателя комиссии по конституционному праву при президенте Латвии Эгила Левитса, в том, что Латвия – для латышей.
Главный закон страны создан с целью «обеспечения существования латышской нации через века, сохранения и развития латышского языка и культуры» - эти слова вынесены в начало преамбулы.
А далее говорится: «в результате сплочения нации и формирования национального самосознания объявленная 18 ноября 1918 года в исторических землях латышей Латвийская Республика создана по неизменной воле латышской нации и на основе ее неотъемлемого права на самоопределение, чтобы свободно самоопределяться и как государственная нация создавать будущее в своей собственной стране».
Вроде бы все правильно, вот только – где же русские, евреи, поляки, белорусы, издавна живущие на латвийской земле? Понятие «государственной нации» оставляет национальные меньшинства вне народа Латвии.
Эгил Левитс полагает, что понятие «госнации» вполне легитимно и обуславливает государственную национально-культурную идентичность - речь, доминирующую культуру. А за нацменьшинствами остается право «сохранять и развивать свой язык, этническую и культурную самобытность», как указано в 114-й статье Сатверсме.
Предварительное обсуждение в юридической комиссии Сейма показало поддержку текста преамбулы большинством депутатов. Спикер Сейма Солвита Аболтиня пояснила, что люди чувствуют себя в опасности и не верят способности политиков защитить основные ценности государства.
«Конечно, есть государства, у которых нет преабулы к конституции либо вообще нет конституции, потому что основная государственная ценность – самосознание людей. К сожалению уже тот факт, что в Латвии вообще смог произойти референдум о двуязычии, доказывает, что у большинства этого самосознания нет», - сказала председатель латвийского парламента.
В 2012 году в Латвии состоялся референдум по вопросу о признании русского языка вторым официальным, показавший, что спустя 20 лет после восстановления независимости Латвия остается двухобщинным государством. В значительной мере именно прошедший референдум стал катализатором создания преамбулы к основному закону Латвии.
Глава комиссии по конституционному праву при президенте Латвии убежден, что преамбула заполнит пустоту в общественном сознании. «Преамбула укажет, что необходимо обществу, чтобы оно функционировало. Она заполнит пустоту не в Конституции, а в общественном сознании», - сказал Эгил Левитс.