Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Крым → В мире

Сергей Лещенко: В Украине воруют на любых операциях с бюджетом

, 13:16

Политический бестселлер украинского журналиста Сергея ЛЕЩЕНКО «Американская сага Павла Лазаренко», вышедший недавно в Украине, активно обсуждается в обществе как первая книга, наглядно демонстрирующая размах коррупции в Украине. Наглядным примером того, как при помощи теневых схем, махинаций и откатов за несколько лет сколотить сотни миллионов долларов, является экс-премьер Украины Павел ЛАЗАРЕНКО. Экс-чиновник давно выехал из Украины, однако по стечению обстоятельств предстал перед американским правосудием, благодаря которому некогда один из самых влиятельных людей в Украине оказался на дне жизни, лишенный даже самого элементарного – полноценного общения.

«Этот человек с самой вершины падает в самый низ – оказывается в американской тюрьме, где он ходит в робе оранжевого цвета и не имеет возможности в общении. Он не понимает языка, на котором с ним общаются, он даже новости по телевизору не может смотреть. Он не может нормально общаться со своими близкими. У него в нескольких десятках километров стоит вилла за 7 миллионов долларов, а он спит на нарах в общем бараке для заключенных», – вкратце описывает ЛЕЩЕНКО.

Книга объемом 320 страниц, в которой собраны ключевые судебные материалы, доказывающие вину ЛАЗАРЕНКО, выпущена ограниченным тиражом — всего 1,3 тысячи экземпляров. Часть уже продана, а остальная раздается студентам, библиотекам, журналистам и политикам.

На днях Сергей ЛЕЩЕНКО в рамках проекта «Крым: Евроформарт» презентовал «Американскую сагу...» в редакции «Аргументов недели — Крым». В интервью он рассказывает о том, как создавался бестселлер, какое значение он имеет для нынешних украинских чиновников и кто станет главным героем следующей книги.

АН: Сергей, сколько времени понадобилось на сбор информации и насколько это затратно?

Я находился в Калифорнии и решил посвятить двухнедельный отпуск тому, чтобы ходить в суд и смотреть дела. Когда я пришел первый раз, то даже не предполагал, с чем столкнусь. Думал, может, один-два дня почитаю, а когда понял, насколько массивен этот объем информации, я туда ходил, как на работу. Это длилось неполных три недели.

АН: Сколько времени занял процесс выписывания книги?

Это не было моим основным занятием. Я это делал, параллельно занимаясь повседневной работой. Это заняло неполных два года. Я отдал рукопись КИПИАНИ (Вахтанг КИПИАНИ, журналист. – «АН-Крым») 1 апреля этого года. А в суд я первый раз пришел 20 июля 2011 года.

Сергей Лещенко
Сергей Лещенко

АН: Во сколько обошлась печать книги и кто ее оплачивал?

Часть тиража оплачена Международным фондом «Возрождение», а часть – «Украинской правдой» (интернет-издание. – «АН-Крым»). Часть, профинансированная фондом «Возрождение», предназначена для студентов. А часть, которая оплачена «Украинской правдой», мы реализовываем. Это коммерческий проект, но мы пока в убытках.

Грант составляет 54 тысячи гривен, это часть тиража фонда «Возрождение», плюс затраты с командировками на презентации, плюс верстка и дизайн обложки. А «Украинская правда» оплатила 20 тысяч гривен.

АН: Какую реакцию вызвала книга в среде политиков, граждан?

Мне сложно сказать. Я не собираю информацию по рынку. Много отзывов о том, что это интересная книга. Я ее дал одной интересной женщине, она – бывший руководитель фонда Фридриха НАУМАННА в Украине (известная крупная организация, реализующая проекты содействия интеграции Украины в европейские структуры. – «АН-Крым») Хайке ДЬОРРЕНБАХЕР. Сейчас работает в Берлине руководителем немецкого общества Восточной Европы. Она сказала, что это удивительно, как украинские граждане могут терпеть такое отношение к себе со стороны политиков, что страна настолько поражена коррупцией. Насколько украинские политики испорчены и при этом граждане никакого отпора не дают. Так было в этой истории с ЛАЗАРЕНКО. Она меня спрашивает: а как сейчас? Я говорю: сейчас то же самое, только масштабы выросли в десять раз.

АН: За какое время выросли эти масштабы?

Этот процесс был бесконечным. ЛАЗАРЕНКО перестал быть украинским премьер-министром в 1997 году. Потом он был депутатом, а в 1998 году его карьера практически закончилась, когда он был арестован в Швейцарии и провел под арестом десять дней. Если мы сравним, что было в 1996 году и что было в 2006, 2012 и 2013-м, то это совершенно разные вещи.

Понятно, что коррупция, как жидкость, которая занимает все возможные сосуды вокруг себя. Поскольку граждане никакого активного сопротивления ей не предпринимают, чиновники и политики становятся развращенными деньгами, связями, которые они реализовывают в обмен на откаты. И соответственно коррупция становится все более масштабной в Украине. У нас воруют не только на госзакупках, но и на любых операциях, связанных с бюджетом.

АН: Сколько экземпляров книги уже ушли за пределы Украины?

Я не думаю, что много. Может, 50. Это было либо во время презентаций, либо какие-то дружеские презенты. Я также пару раз в библиотеки передавал несколько экземпляров.

За три месяца половину тиража уже продали. Это не плохой результат.

Сергей Лещенко
Сергей Лещенко

АН: Вы ожидали такого результата?

Вообще никакого не было ожидания. Для меня это первый опыт и даже эксперимент. Поэтому мне любой результат интересен и ценен.

АН: Известно, что на презентацию книги в Симферополе приглашался премьер автономии Анатолий МОГИЛЕВ. Но он не пришел. Были ли еще такие примеры, когда вы приглашали именитых людей и они не приходили?

Таких примеров не было. С МОГИЛЕВЫМ была такая история: я шел по улице Банковой в Киеве по своим делам, увидел его и за одно пригласил. Он как-то отшутился. Я подумал, что вряд ли он придет. Если бы у меня была с собой книга, я бы ему ее даже подарил. Потому что он все-таки работал в правоохранительной системе и возможно какой-то опыт был бы для него ценен. А так сказать, что чиновники ходят на презентации я не могу.

Например, когда я был во Львове, я позвонил мэру САДОВОМУ (Андрею САДОВОМУ, мэру Львова. – «АН-Крым»), сказал, что хотел бы подарить ему книгу. Он подъехал на презентацию документального фильма и я ему подарил книжку.

АН: Есть ли реакция на книгу со стороны ее героев и в принципе у политиков?

Когда я был в Сан-Франциско, я передал экземпляр книги нынешней супруге Павла ЛАЗАРЕНКО Оксане ЦИКОВОЙ. Она сказала, что прочитала ее за один вечер. У нее нет никаких претензий, которые касаются фактического изложения процесса над ее мужем, но она сказала, что не согласна с личными оценками своего супруга. Но в то же время добавила, что она его знает совсем другим, потому что познакомилась с ним близко, уже когда он был под арестом в Америке.

Других каких-то отзывов, которые бы можно было привести в пример, я не вспомню. Я книгу передал Леониду КУЧМЕ. Возможно, когда буду его видеть, спрошу, прочитал ли он и что-то, может, он захочет прокомментировать. Но я сомневаюсь, потому что для него эта история тоже не приятная. Во-первых, он считает назначение ЛАЗАРЕНКО (премьер-министром Украины. – «АН-Крым») одной из главных ошибок. Он об этом прямо говорит. А сам ЛАЗАРЕНКО обвиняет КУЧМУ в том, что регулярно от него получал откаты, а когда дело дошло до политических амбиций КУЧМЫ, он начал его преследовать.

АН: Как вы думаете, сам ЛАЗАРЕНКО когда-нибудь прочитает эту книгу?

Я думаю, что жена ему передала книгу сразу же после того, как получила ее. Мне кажется, что он прочитал. Но какой-то реакции от него я, к сожалению, не слышал. Хотя мне было бы интересно поставить самую последнюю точку – записать с ним интервью на тему непростого пути от коррумпированного политика в Украине до заключенного в федеральной тюрьме в Калифорнии.

Лазаренко
Лазаренко

Павел Лазаренко, фото: lenta.ua

АН: Для кого написана книга? Каково ее предназначение?

Мне кажется, здесь есть несколько целевых аудиторий. Первая — это украинский избиратель, который должен понимать, что из себя представляет реальная политика, а не то, что о себе рассказывает депутат или кандидат в президенты с экранов телевизоров, пуская скупую слезу о том, как он любит украинский народ. А именно объясняется то, что политика – это насквозь коррумпированная среда, где чиновник не предпринимает никаких действий, не получив откат. Нужно украинскому избирателю взрослеть. А понимание того, что из себя представляет политика, приводит к этому.

Я также хотел бы, чтобы украинские чиновники понимали, что на них находится управа. Даже если в родной стране они коррумпировали полностью правоохранительные органы, то в других странах они могут совершенно случайно где-то попасть на радары и никто их там жалеть не будет.

ЛАЗАРЕНКО был очень влиятельным. Он мог добиться практически всего, что он хотел. Он аккумулировал огромные деньги за рубежом. По тем временам 250 миллионов долларов — это только то, что установлено американскими судебными органами как его ресурсы и он признает, что это его деньги. 10 -15 лет назад это были огромные деньги.

АН: Как вы считаете, то материальное состояние, которое указано в судебных материалах ЛАЗАРЕНКО, реально?

250 миллионов — это более-менее реально. Хотя, возможно, были какие-то деньги, которые не были идентифицированы. Сам ЛАЗАРЕНКО, когда его в 2003 году освобождали под домашний арест, подписал под присягой заявление в суде о том, что он располагает 86 миллионами долларов. Часть из этих денег – 65 миллионов – он обещал перевести под залог на счет американского правительства. Но так и не перевел, потому что это была часть его «замороженных» ресурсов. Американская правоохранительная система идентифицировала, что у него есть 250 миллионов. И вот сейчас, в 2011 году, ЛАЗАРЕНКО признал, что это деньги его семьи. Я думаю, что у него еще есть какие-то ресурсы, которые не идентифицированы американцами как его деньги или которые лежат на счетах его близких родственников или друзей. Но полный объем установить я не могу.

АН: Вы написали первую книгу. Будет ли вторая и кто станет ее героем?

Я не практикующий писатель, я журналист. А книга возникла как подспудный продукт моей работы. Когда я занимался делом ЛАЗАРЕНКО и еще когда ТИМОШЕНКО (Юлия ТИМОШЕНКО, экс-премьер Украины. – «АН-Крым») второй раз стала премьером, я заинтересовался ее прошлым, ее судьбой. У меня собран массив информации, который бы я с удовольствием изложил в виде книги. И, безусловно, она — персонаж, который интересен не только в Украине, но и за рубежом ЯНУКОВИЧ (Виктор, президент Украины. – «АН-Крым») не является таким персонажем. Он для книжного рынка Запада просто очередной пример постсоветского тоталитарного мышления, типичный номенклатурщик, за которым нет продаваемой истории для читателя.

В то время, как ТИМОШЕНКО — это харизматичный персонаж, который интересен рынку в силу просто того, что он существует.

Сергей Лещенко
Сергей Лещенко

АН: А ЮЩЕНКО (экс-президент Украины)?

Я думаю, что у него был такой небольшой шанс. Но его политическая карьера разрушила интерес к нему со стороны любых читателей, даже в Украине, я думаю.

АН: А ПУТИН (президент Российской Федерации)?

ПУТИН — один из таких примеров, о которых я говорю. У меня нет планов писать о нем. Конечно же, любая книга о ПУТИНЕ вызывала бы ажиотаж на Западе. Однозначно. О ПУТИНЕ нужно писать так, чтобы это было что-то необычное.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram