> Илзе Лиепа: Мы просим не связывать этот памятник с именем отца - Аргументы Недели

//В мире

Илзе Лиепа: Мы просим не связывать этот памятник с именем отца

9 сентября 2013, 12:37 [«Аргументы Недели», Светлана Родионова, Рига ]

Фото mixnews.lv

В Риге открылся памятник великому танцовщику Марису Лиепе. Четырехметровая фигура в позе арабеска возвышается над берегом городского канала у мостика между зданием Латвийской Национальной оперы и Латвийским университетом. Стальная фигура как бы поднята на своем отражении, растекающемся черной тенью на плите постамента.

Детей Мариса Лиепы на торжестве не было. «Нас никто не пригласил» - так объяснила балерина Илзе Лиепа в телефонном интервью службе новостей Латвийского радио отсутствие и своё, и брата, на открытии памятника.

«Мы просим не связывать этот памятник с именем отца», - с горечью в голосе сказала балерина Илзе Лиепа.

«Мы очень просили и очень просим, чтобы имя нашего отца с этого памятника было снято», - сказала дочь Мариса Лиепы. «Мы обращаемся и к латвийской ответственности, потому что это не имеет никакого отношения к нашему отцу. Я думаю, что мы все-таки имеем право голоса. И Андрис как человек, награжденный латвийским орденом за вклад в культуру, и я как балерина, лауреат Государственной премии России – пусть России, а не Латвии – имеем право на свой голос. Мне очень жаль, что мы не нашли какое-то понимание. Мне очень жаль, что наши ожидания были обмануты».

Все работы по созданию памятника оплатил Фонд Бориса и Инары Тетеревых – рижских меценатов. Авторы памятника – эстонские художники Ян Тоомик и Йири Оявер. Профессоров Эстонской Акадамии художеств, не имеющих в своеи арсенале скульптур, но прославившихся скандальными перформансами и инсталляциями, выбрала экс-министр культуры, куратор проекта Хелена Демакова. По словам бывшей министерши, ведавшей латвийской культурой, памятник Марису Лиепе концептуальный. Это общий образ танцовщика, который  «летит из вечности в вечность», сообщила г-жа Демакова.

«То, что выставлено у Театра Оперы, - не скульптура, этюд первокурсника. Готов спорить, что, даже если и был пластилиновый макетик, остальное — работа компьютерного дизайнера, банальная и старомодная. У бедного раскоряченного пластилинового человечка из мультика явный радикулит, кривобокость и проблемы с анатомией», - поделился своими впечатлениями Евгений Гомберг, также рижский меценат, бережно восстановивший памятник Барклаю-де-Толле.

В Фонде Бориса и Инары Тетеревых имеется свое мнение о праве голоса детей Лиепы. Там считают, что весьма спорно, что может быть авторское право на какого-либо человека.

«В данной ситуации, Марис Лиепа – это не просто чей-то отец, Марис Лиепа – это лицо рижского балетного искусства. И мы считаем, Рига как город, где он родился, где вырос и где он танцевал, тоже заслужила этот памятник, который, надеюсь, станет лицом не только Риги, но и всей Латвии», - прокомментировала просьбу балерины убрать имя отца с памятника одна из сотрудников Фонда.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте