Случай со Сноуденом позволил политологам заглянуть одним глазком в реальное состояние российско-американских отношений. Эксперты полагают, что в истории с разоблачителем что-то пошло не так и не туда.
По мнению экспертов по международным отношениям из издания Foreign Policy прибытие бывшего агента ЦРУ, ставшего известным благодаря разоблачениям системы слежения за частными лицами и государственными деятелями ПРИЗМ, было частью какого-то сложного плана, в котором какая-то составляющая пошла внезапно наперекосяк. Сноудена выслали из Китая, бросили в Эквадоре, он застрял в Москве, явно вопреки желаниям всех неизвестных, но заинтересованных сторон.
Недоумение Москвы, по мнению политологов, доказывает то, что Сноудена не выдали США, но однако и не использовали в пропагандистских целях, ему не предоставили ни убежища, ни возможности раздавать пресс-конференции – Россия явно не хочет рушить хрупкие подвижки, наметившиеся недавно в российско-американских взаимоотношениях, хотя никогда раньше не упускала возможности попенять давнему оппоненту.
Официальные российские медиа всячески тиражировали разоблаченные Сноуденом отвратительные подробности – начиная от программы PRISM до прослушивания разговоров участников G20, шпионажа за европейскими делегациями в США, которые свидетельствуют о не очень высоком моральном уровне американских спецслужб. Откровения Сноудена, конечно, позволили президенту Путину подчеркнуть лицемерие американской политики – а кто бы на его месте не воспользовался такой возможностью, резонно вопрошают эксперты. Однако на этом ресурсы Сноудена закончились – российский лидер был, по мнению специалистов, искренен и достаточно тверд, когда утверждал, что «работать» с агентом спецслужбы не собираются. И даже обусловил его пребывание в России отказом от работы против родной страны, что было приятным сюрпризом для американцев и неприятным для Сноудена, жаждавшего публичности и журналистов.
Некоторые эксперты предполагают, что в России некие силы хотели-таки использовать Сноудена в пропагандистских и изоляционистских целях, устроить анти-американское шоу, особенно в свете последних шагов Европы и США по списку Магнитского, но президент твердой рукой пресек все эти поползновения и не пошел на обострение отношений в преддверии визита Обамы в Россию, в условиях намечающегося сотрудничества спецслужб двух стран. И политологи полагают, что Путин был дипломатичен и абсолютно прав, отметив, что раз американцы не выдают российских преступников, то и Россия не обязана выдавать американских по первому требованию. Но план оказался в результате нарушен – и что теперь делать со Сноуденом, россияне просто не знают, по мнению специалистов Foreign Policy. Видимо, Кремль надеется на скорый визит президента Венесуэлы Мадуро, чтобы как-нибудь впихнуть ему разоблачителя и его шпионские тайны.
Эксперты предполагают, что Америка должна сделать из произошедшего два вывода – во-первых, принять, что политика развивающихся стран становится более прагматичной, идеология уходит на задний план, когда надо решать насущные проблемы – весьма прагматично повели себя Китай, страны Латинской Америки, да и Россия, которая может вполне сделать вывод, что заниматься пропагандой надо тоже с толком. Сноуден вряд ли останется в Шереметьево до визита Обамы, полагают политологи – иначе российско-американским отношениям потребуется не «перезагрузка», а новое программное обеспечение, а этого не хочет никто.