> Кому выгодны потрясения в Турции? - Аргументы Недели. Москва

//В мире

Кому выгодны потрясения в Турции?

3 июня 2013, 10:21 [«Аргументы Недели. Москва», Надана Фридрихсон, Москва ]

Фото Э.Хайруллина

За последние десять лет роль Турции на геополитической арене заметно возросла. Более того, Анкара стала едва ли не центровой точкой по ряду вопросов. Помощь США  в борьбе с терроризмом, член НАТО, тесная связь с Азербайджаном и интерес к Каспию, влияние на Северный Кавказ, непростые отношения с Россией, противоречия с армянской стороной, недавнее перемирие с Израилем, сирийский вопрос, это одни из основных линий влияния Турции на сегодняшние процессы в мире.

Тем не менее, примечательно, что начавшиеся недавно протесты против вырубки леса перешли не просто в политическую плоскость с требованием отставки Эрдогана, но и в идеологическую – протесты против дальнейшей исламизации Турции.

На данный момент, власть поступила по-западному, признав ошибку в разгоне демонстрантов в Стамбуле, позволила продолжить митинговать. Тем не менее, если к протестной волне добавятся вопросы курдов, безработицы и прочие нерешенные задачи, сценарий будет если и не схож с арабской весной, то разрушителен в любом случае.

Среди ближневосточных стран Турция казалась одной из самых защищенных от такого рода настроений стран, в том смысле, что политика Анкары носила сбалансированный характер. Тем не менее, Турция не скрывала своих претензий на восстановление халифата под своим началом, и, пожалуй, именно этот аспект делал ее интересной в глазах США, вызывал опасения у Израиля, и формировал ее политику как на Южном Кавказе, так и в  отношении России (особенно на Северном Кавказе).

Тем не менее, природа протестной волны остается скорей вопросом и порождает разные домыслы, которые в большей степени выстраиваются в рамках логики – какому геополитическому игроку выгодно спровоцировать в Турции волнения и в связи с чем? Поскольку объективным всплеском недовольства переход протестной волны на призывы прекратить исламизацию назвать нельзя.

На сегодняшний день Турция имела активные связи с США и Россией, причем если с Америкой это было взаимопрагтматичное сотрудничество, то с РФ, скорей, период нарастания конкуренции.

Ослабление позиций Анкары, конечно, выгодно Москве, конкурирующей как за влияние на Южном Кавказе, так и отслеживающей деятельность Турции на Северном Кавказе. Кроме того, с точки зрения построения Евразийского Союза, обозначенный макет которого не подразумевает расширения присутствия еще одного геополитического интересанта на постсоветском пространстве, обострение внутриполитической обстановки в Турции создает благоприятные условия для закрепления позиций Кремля.

Но больше всего играет роль энергетический вопрос. Турция реализовывала проекты в сфере энергетики, нарушающие напрямую интересы российской стороны. В первую очередь речь идет о Трансанатолийском газопроводе (TANAP), который предполагает поставки энергоресурсов в Европу в обход России и во многом «завязан» на Азербайджане. Кроме того, в этом контексте Турция оказывала влияние на Украину, которая за последние два года стала одной из ключевых стран, с точки зрения противостояния ЕС и России, предлагавших Киеву самоопределиться либо в пользу зоны свободной торговли в Европейском Союзе, либо Таможенного Союза.

Анкара отстаивала интересы западных партнеров, стремясь усилить свое положение в регионе, и тем самым создавая новые предпосылки для нарастания противоречий с Москвой.

Тем не менее, предполагать, что обострение внутриполитической ситуации в Турции дело рук Кремля было бы ошибочно, хотя бы по той причине, что Россия не обладает такими технологиями и ни разу не пыталась реализовать подобного рода сценарии, в отличие от США, инициировавших в свое время бархатные революции в Прибалтике, а после - оранжевые революции на постсоветском пространстве.

Другое дело, что сложившейся обстановкой Кремль вполне сможет воспользоваться и попытаться усилить свои позиции по трем направлениям – Украина, Центральная Азия, Южный Кавказ (в первую очередь Грузия, Азербайджан).

Что касается США, Америка выстраивала свои отношения с Турцией по принципу поступательного решения своих задач. Безусловно, включение Турции в НАТО позволило Вашингтону видеть в этой стране одну из своих опорных точек, тем не менее, стремление Анкары реализовывать свои проекты, провоцировало Америку на некого рода настороженность в двустороннем взаимодействии.

Одним из основных рычагов воздействия на ближневосточного партнера были вопросы, связанные с Израилем, положением курдов, и проблемами с Арменией, которые в большей степени играли роль в информационной плоскости.

Однако возникшие противоречия с Ираном, сместили баланс сил в регионе в пользу Турции, которая, несмотря на свою политику «0 проблем с соседями» в данном противостоянии больше была на стороне западной коалиции, видя для себя в этом последующие бонусы передела геополитического пространства.

Тем не менее, говорить, что события в Турции спровоцированы США, как, например, своего рода «ответ» на то, что Анкара так и не перешла к силовому сценарию в отношении Сирии или же в силу растущего стремления Турции вести более независимую от Вашингтона политику, преждевременно, т.к. перспективы от возможной смены власти в Турции закономерно повлекут перемены, которые в большей степени навредят интересам Америки.

В первую очередь, ослабится влияние Турции на Северный Кавказ, а именно - Дагестан, вокруг которого за последнее время очевидно «сгущались краски». И в канун сочинской олимпиады возможные провокации в этом регионе вызывали большие опасения именно в контексте влияния Турции.

Анкара не делала открытых выпадов против политики Москвы на Северном Кавказе, тем не менее, негласно оказывала влияние, и навряд ли делала это исключительно по своей инициативе. Манипуляция проблемами на Северном Кавказе, особенно с учетом обострения ситуации в России на южных границах и в канун сочинской олимпиады очень выгодный механизм для оказания влияния на Кремль, и США скорей всего видели в этом свои бонусы.

Во-вторых, перспективы смены власти в Турции могут привести к тому, что пострадают энергетические проекты, нацеленные на энергетическую безопасность ряда западных стран от России. Достаточно много сил было вложено для реализации альтернативных поставок газа в Европу, и Турция играла в этих проектах одну из основных ролей. Более того, в этом контексте Анкара активно выстраивала на Южном Кавказе ось Баку-Тбилиси-Анкара, что не только вытесняло из региона Россию геополитически, но и усиливало перспективы Южного Коридора.

В-третьих, смена политических декораций в Турции очевидно поменяет конфигурацию сил в отношении Сирии, и вероятно в пользу интересов России.

Мало что из этого представляется выгодным для Вашингтона, и, по всей видимости, правящая верхушка Турции ждет от своих западных коллег своевременной помощи, которая вместе с тем сможет «нанести удар» по тем силам, которые с недавнего времени стали настаивать на смене существующей политической парадигмы страны.

Вместе с тем, стратегия властей Турции использовать свое сотрудничество с западными странами для продвижения личных интересов, может стать поводом если и не для смены правящего режима на более выгодный, то для встряски общественно-политического сознания – точно.

Тем не менее, несмотря на обозначенные обстоятельства, ни Россия, ни США скорей всего не имеют отношения к происходящим в Турции событиям, которые, в тоже время, не носят и закономерный характер.

По всей видимости есть другой игрок, которому выгодно ослабление позиций Анкары и тех стратегических направлений, которые были связаны с проводимой Турцией политикой. Таким игроком может быть Лондон, который в последнее время активно стал заявлять об угрозе от исламских экстремистов, и в этом ключе, казалось бы, на первый взгляд странные призывы протестующих о прекращении исламизации страны, вписываются в общую картину.

Именно подрыв основной идеологической линии правящей верхушки Турции расшатывает внешнеполитическую стратегию страны, которая в значительной степени отвечала интересам США. Постепенный выход Англии из геополитической тени уже ознаменовался попытками «выбить» США из тех регионов, где еще недавно победно шла «арабская весна»  - это антиамериканские вспышки в Йемене, Египте, Ливии, связанные с появлением в интернете фильма «невинность мусульман».

По всей видимости противостояние Лондона и Вашингтона будет набирать обороты и сопровождаться тем, что Англия будет стремится выбить почву из под ног у своего оппонента, начиная провокационные действия в тех странах, на поддержку которых Америка рассчитывает в своих внешнеполитических проектах.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте