> Сможет ли новый глава Минобороны США «взорвать» союз с Израилем? - Аргументы Недели

//В мире

Сможет ли новый глава Минобороны США «взорвать» союз с Израилем?

16 января 2013, 16:43 [«Аргументы Недели», Сергей Балмасов ]

Валерий Гарбузов

Выбор Обамы в качестве главы оборонного ведомства Чака Хагеля, сделанный 7 января, вызвал нешуточные страсти как в США, так и за их пределами, особенно в Израиле. Многие иностранные издания пишут об этом человеке как об антисемите, противнике союза с Тель-Авивом и «поклоннике Ирана» и предсказывают в этой связи резкий разворот американского внешнеполитического курса. Насколько обоснованы подобные опасения и чем обусловлен такой выбор Обамы? Об этом в интервью «Аргументам Недели» рассказал заведующий отделом внешней политики Института США и Канады Валерий Гарбузов.   

– Информационная шумиха, поднятая вокруг имени Чака Хагеля, связана с тем, что его взгляды не вписываются в общую канву американской политической элиты. Разумеется, немалую роль здесь играет то, что президент-демократ выбрал на такой важный пост республиканца, поведение которого несвойственно для представителей Республиканской партии, которые нередко считаются «ястребами». В основном они и стоят за попытками СМИ выставить Хагеля в неприглядном по меркам значительной части американского истеблишмента свете. Достаточно вспомнить, что он открыто и резко выступил против курса президента-республиканца Джорджа Буша-младшего по тому же Ираку.

Кроме того, он подверг достаточно сильной критике незыблемые установки Республиканской партии относительно американской политики в отношении союза с Израилем и действий в отношении Ирана. В частности, он серьезно критиковал израильские действия на Ближнем Востоке, а также заявлял о неэффективности курса США в отношении Ирана, выражавшегося в оказании на него давления и экономических санкциях. По его мнению, подобные меры не в состоянии заставить Исламскую Республику отказаться от реализации ядерной программы, а непродуманное применение силы в отношении того или иного режима на примере того же Ирака не только не приводит к положительным для Вашингтона изменениям, но и напротив, создает ситуацию длительной нестабильности.

В связи с этим он призывает не повторять подобных ошибок в отношении Тегерана. Однако подобные высказывания вовсе не означают того, что он является «защитником Ирана», как кому-то хочется показать. Чак Хагель призывает к отказу от доказавшего, по его мнению, свою неэффективность, курса в отношении этой страны и выработке новой стратегии на данном направлении. 

Следует особо заметить на то, что нередко представители СМИ несколько искажают ситуацию относительно заявлений Хагеля и даже отчасти передергивают их, в результате чего их зачастую трактуют неверно. В реальности он неоднократно высказывал достаточно разумные взгляды по всему спектру внешней политики, призывая американское руководство прежде всего руководствоваться продумыванием последствий того или иного шага в будущем.

После своей победы на президентских выборах Обама стал формировать команду, которая в той или иной мере способна предвидеть ситуацию и сформировать взвешенную стратегию действий США. Поэтому выбор Хагеля, как и выбор Керри на пост государственного секретаря свидетельствует о серьезных изменениях американского внешнеполитического курса, который становится более взвешенным. Обаме нужны люди, которые бы смогли работать в данном направлении в команде, и чьи взгляды можно было бы без особых проблем согласовать. И наличие подобных фигур в составе руководства США наглядно говорит о том, что пространство для маневра у «ястребов» заметно сужается.     

С другой стороны, выбор республиканца Хагеля в качестве главы оборонного ведомства во многом был обусловлен стремлением Обамы заручиться поддержкой хотя бы части представителей Республиканской партии в Сенате и Конгрессе. И он привлекает именно такого республиканца, который без особых проблем мог бы работать в «демократической» команде.

Что же касается тех или иных высказываний этого человека, которые он делал ранее, в том числе и в отношении Израиля, то их значение не следует преувеличивать. Во-первых, он не является противником как такового союза с этим государством, а выступает за взвешенные отношения с ним не в ущерб странам арабо-мусульманского мира.

Во-вторых, его позиция может измениться, исходя из той и информации о ситуации на Ближнем Востоке, которая будет поступать в его распоряжение.

И в-третьих, следует учитывать, исходя из практики поведения тех или иных представителей американской политической элиты, которые после того или иного назначения на ответственные посты были вынуждены заметно скорректировать свои взгляды. Ведь сам по себе секретарь по обороне не способен по своему усмотрению развернуть внешнеполитический курс США. Как и шеф ЦРУ, играет важную, но не решающую роль не только в выработке стратегии, но и принятии отдельных решений по тому или иному вопросу внешней политики. В США это во многом результат «внешнеполитического консенсуса», а не мнения отдельно взятого человека. Он вырабатывается путем согласования позиций президента, его помощника по вопросам национальной безопасности, госсекретаря, представителей силовых ведомств, большую роль играет позиция конгрессменов и сенаторов.

В этой связи хотелось бы заметить, что назначение Чака Хагеля должно пройти утверждение в Сенате. Но здесь предвидятся определенные сложности, поскольку те республиканцы, которые считают его взгляды вызывающими, могут попытаться помешать этому.

        



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте