Новый мексиканский президент Энрике Пенья Ньето, вступивший в должность 1 декабря 2012 г., намерен модернизировать страну за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов, включая железнодорожные.
Это должно напрямую способствовать главной идее главы государства – осуществить «крестовый поход против бедности», что, в свою очередь, должно снизить уровень преступности в стране и нанести удар по наркокартелям. Похожий план, пусть и в миниатюре, он смог реализовать в штате Мехико, главой которого он являлся последние шесть лет.
В результате он смог решить одну из главных проблем штата – наладить пригородное железнодорожное пассажирское сообщение со столицей Мехико. Другим достижением нового президента стала масштабная модернизация сферы медицинского обслуживания. Как свидетельствует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), за время его управления штатом уровень заболеваний здесь сократился по ряду показателей до 68 процентов.
В том числе благодаря этому он и победил на президентских выборах 2012 г. не только «партию власти», провалившую заявленную борьбу с наркокартелями, но и ставленника левых, считавшегося фаворитом предвыборной гонки.
Однако теперь перед Ньето стоит совсем другой масштаб решаемых задач – не в одном сравнительно развитом на общем фоне штате, а в рамках всей страны. Чтобы реализовать президентский проект, в том числе реанимировать железнодорожное сообщение, особенно пассажирское, потребуются колоссальные по местным меркам средства. Ведь сейчас транспортное сообщение внутри страны фактически осуществляется лишь за счет авто- и авиатранспорта.
Большая часть имевшихся железнодорожных линий вышли из строя или требуют радикальной модернизации. Тоже самое касается и подвижного состава. Кроме того, заметный рост населения страны за последние десятилетия требует скорейшего запуска дополнительных железнодорожных дорог. В противном случае страну ожидает неизбежный транспортный коллапс.
Чтобы этого избежать президент в первую очередь планирует связать железнодорожным сообщением крупные города, и в рамках этого проекта он рассчитывает в 2013 году начать работу по магистрали Мехико – Керетаро и по направлению Юкатан-Кинтана-Роо (юго-восточные штаты).
Для реализации этих проектов стране потребуются миллиарды долларов вложений. 46-летний президент рассчитывает использовать ресурсы национальной нефтяной компании Pemex. Тем самым он подает пример для России, руководство которой предпочитало не тратить вырученные от реализации энергоресурсов средства на масштабную модернизацию страны, а держать на банковских депозитах в других странах или вкладывать их в чужие ценные бумаги.
Проблема в том, что этих средств у Мексики недостаточно. Как известно, эта страна занимает 12-е место в мире по объему разведанных запасов нефти, а также 4-е место по запасам сланцевого газа.
Однако с 2004 г. показатели нефтедобычи падают. Чтобы увеличить ее доходность, также требуются серьезные инвестиции. Чтобы разорвать замкнутый круг, президенту необходимо изменить Конституцию, запрещающую участие зарубежного капитала в сфере нефтедобычи. А это возможно лишь при поддержке минимум двух третей парламента, которой у него нет.
Значительная часть депутатов опасается, что зарубежные заимствования усилят зависимость страны от Запада, и поэтому относятся к инициативе изменения законов с большим подозрением.
Однако у Энрике Пенья Ньето есть шанс преодолеть это сопротивление через осуществление альтернативного компромиссного плана: средства на модернизацию нефтяной отрасли, а также необходимые технологии бурения на континентальном шельфе получить через сотрудничество с бразильской компанией Petrobras.
Перспектива заключения энергетического союза не с Западом, а с наиболее авторитетной в регионе Бразилией, в которой видят новый центр силы, альтернативной западному влиянию, может склонить большую часть депутатов на сторону президента.
А это было бы явно не самой лучшей новостью для США, поскольку Мексика является для них третьим по значимости поставщиком «черного золота» после Канады и Саудовской Аравии. В последние годы Вашингтон взял курс на снижение «энергетической зависимости» от «нелояльных демократическим ценностям» стран вроде той же Венесуэлы. Несмотря на то, что Бразилия не является членом подобных «антидемократичных списков», уже в среднесрочной перспективе она может стать государством, представляющим реальную угрозу американской гегемонии в регионе.
Отговорить Ньето от «нефтяного союза» с Бразилией будет достаточно трудно, поскольку, в отличие от предыдущих лидеров Мексики, он не был до этого связан с США и не намерен делать свою страну американским сателлитом. Более того: новый мексиканский президент осторожно высказывается за ограничение присутствия представителей спецслужб США на территории его страны, которые боролись с местными наркокартелями. Не случайно, что в донесениях представителей ЦРУ, характеризующих нового президента, Ньето предстает как «потенциально опасный демократическим ценностям лидер с бонапартистскими замашками».
Разумеется, это не означает, что завтра США попытаются его убрать. Они в состоянии помешать ему и без крупных силовых операций. Как показывает практика осуществляемого им дорожного строительства в штате Мехико, далеко не все население поддерживает эти проекты, предполагающие отчуждение земель. Более того, как показали произошедшие из-за этого волнения в Сан-Сальвадоре, рядовые мексиканцы готовы идти против таких инициатив властей даже под пули. При таком положении нельзя исключать того, что закулисные силы попытаются использовать этот протестный потенциал в своих далеко идущих целях.