Аргументы Недели → В мире

Иранский узел: суровый вызов и новые санкции

, 08:37

Напряженность вокруг иранской ядерной программы резко обострилась. Психическая атака премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на заокеанских стратегических партнеров похоже начала давать плоды.

Европейский Союз не остался в стороне и расширил перечень экономических санкций против Ирана. После того, как с 1 июля он полностью отказался от импорта иранской нефти, запрету подверглись банковские переводы и экспорт газа в Европу. Эти меры были согласованы на уровне министров иностранных дел 27 стран Евросоюза. Дополнительные санкции вступят в силу уже сегодня. Они направлены на то, чтобы заставить иранские власти ограничить продвижение ядерной программы и побудить их к началу переговорного процесса с международным сообществом.

ЕС хочет добиться от Ирана отказа от создания полного цикла производства ядерного топлива, так как, предполагает, что Тегеран стремится получить ядерное оружие. Тегеран утверждает, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Глава внешнеполитического ведомства Германии Гидо Вестервелле заявил, - «Мы приняли решение по поводу дополнительного пакета санкций, чтобы усилить давление на Иран и сделать переговоры более конструктивными. Кроме того, мы предпримем меры, чтобы у Ирана не было возможности действовать в обход санкций».

Иранцы же придерживаются позиции, что в долгосрочной перспективе санкции Евросоюза не окажут на их экономику серьёзного влияния, а вот европейским странам нанесут урон. Однако недавний обвал курса иранской национальной валюты свидетельствует об обратном. Он послужил сигналом для массированной совместной атаки на Иран со стороны ЕС, США и Израиля.

«Мы должны и далее оказывать давление, продолжать политику кнута и пряника: с одной стороны, давить на Иран и убеждать его вернуться за стол переговоров, а, с другой стороны, вносить предложения, объяснять, что давление будет ослаблено, если Иран начнёт соблюдать международные обязательства», – сказала глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон.

Заодно досталось и Сирии. Министры иностранных дел государств ЕС приняли новые меры для усиления давления, требуя, чтобы власти страны сдались мятежникам. Чтобы ускорить их самоуничтожение, они заморозили счета 28 сторонников Башара Асада и 2 сирийских предприятий.

Одними экономическими санкциями против Ирана Запад решил не ограничиваться, включив в свой арсенал недвусмысленные методы военно-психологического воздействия.

После сентябрьского заявления о солидарности между американским и иранским народами, прозвучавшего из Вашингтона незадолго до президентских выборов, США и Израиль решили провести в конце октября масштабные совместные учения военно-воздушных сил и сил ракетной обороны. Совместная акция продлится три недели. В ней примут участие 3500 американских и 1000 израильских военнослужащих. Учения будут включать отработку элементов противоракетной обороны, и взаимодействия подразделений всех четырех видов вооруженных сил США. Великобритания и Германия также примут участие в этой операции с красноречивым названием «Суровый вызов».

 Одной из главных целей грядущей демонстрации силы, является подтверждение незыблемости основ американо-израильского военного сотрудничества, несмотря на различия в оценке сроков и масштабов угрозы, исходящей от иранской программы по обогащению ядерного топлива. Президент США Барак Обама и его администрация открыто выражают несогласие с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху по поводу продвижения Ирана в деле производства ядерного оружия. Они не хотят устанавливать какие-либо конкретные сроки для нанесения превентивных военных ударов с целью ликвидации иранской проблемы.

 «Красная линия» Нетаньяху, призванная остановить Тегеран на пути обогащения урана, официальным Вашингтоном пока что игнорируется. США продолжают делать упор на давление через экономические санкции, действуя заодно с европейскими союзниками. Однако это не мешает Пентагону бряцать оружием, используя каждую возможность для дальнейшего совершенствования военного взаимодействия со стратегическими партнерами. США рассматривают «Суровый вызов» в качестве важной вехи в развитии этих отношений.

 Иранские лидеры неоднократно заявляли, что являются сторонниками идеи мирного атома. Но, вместе с тем, они готовы без колебаний нанести удар по Израилю, если тот атакует ядерные объекты в Иране. Они периодически угрожают закрыть Ормузский пролив, через который поставляется ежедневно около 20% мировых запасов нефти. Вооруженные силы Ирана провели уже три военных учения, продемонстрировав свой наступательный и оборонительный ракетный потенциал.

Иранские военные постоянно улучшают точность и мощность своего ракетного оружия, включая баллистические ракеты малой дальности, предназначенные для поражения морских судов. «Иран увеличил дальность и эффективность существующей системы ракетных вооружений, значительно увеличив зону поражения»,- приводит выдержку из доклада министра обороны США Леона Панетты Bloomberg . Иран продолжает разработки баллистических ракет с расширенным диапазоном Шахаб-3 для достижения различных целей, в том числе на территории Израиля и Восточной Европы. Его баллистические ракеты средней дальности способны поражать региональные объекты на расстоянии до 2000 километров. Ссылаясь на иранскую угрозу, администрация Обамы отдаляется от планов администрации Буша по размещения объектов противоракетной обороны в Польше и Чехии, считая, что их целесообразно размещать поближе к Ирану.

По мнению военных экспертов из Пентагона ракеты будут являться основным средством доставки иранского ядерного оружия к месту назначения. Их многочисленные заявления, сделанные в последнее время, как бы призваны обосновать своевременность и необходимость проведение учений «Суровый вызов». Кандидаты в президенты США Барак Обама и Митт Ромни единодушны в своих обещаниях об увеличении военной помощи Израилю, в случае необходимости.

К чему приведет усиление экономического и психологического давления на Иран со стороны США, Израиля и Европы? К приостановке его ядерной программы, или к началу военных действий под прикрытием «Сурового вызова»? Обстановка резко обостряется, и худший вариант, увы, не исключен. Тегеран очень сложно заподозрить в покорности. Но при любом раскладе, нефть в течение месяца вряд ли подешевеет.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram