Непрекращающийся конфликт в Сирии, давно де факто принявший форму гражданской войны, продолжает неопределившимся де юре мучить политиков и правозащитников всего мира. Одних беспокоит судьба конфликта, других – людей.
Мирные инициативы, которые с начала 2012 года выдвигает мировое сообщество, типа плана Кофи Аннана не работают, резолюцию ООН по Сирии блокируют Россия и Китай, международным наблюдателям пришлось страну покинуть, пока их самих не перестреляли – арабскому миру ничего не остается, как готовиться к войне.
Корни проблемы известный специалист по арабскому Востоку, доктор исторических наук Георгий Мирский видит в древней истории разделения арабского мира на две враждующие половины – шиитов и суннитов. Причины разделения, конечно, лежат не в том, кто главнее – халиф или имам и кто из них является носителем истины, а в экономической ситуации. Арабские государства сформировались относительно недавно. Одна часть арабского мира жила под эгидой Османской империи, суннитской, а другая часть – Персидской, шиитской. Империи ушли в далекое прошлое, ушли великие лидеры, уже затихла вековая вражда, и образовался некий вакуум воли. Но древние амбиции мирового господства не дремлют, на смену старым имперским идеям пришла новая.
«Преодолев тысячелетнюю неприязнь между арабами и персами и еще более острую неприязнь между суннитами и шиитами, Ахмадинежад превратил Иран в лидера и авангард арабского сопротивления (антиимпериалистического и антисионистского), стал вооружать и финансировать не только шиитскую Хизбаллу в Ливане, но и суннитскую ХАМАС в Палестине, а главное — окончательно консолидировал Сирию как основного партнера и плацдарм политики Тегерана», - так характеризует Мирский иранского лидера и его политику.
Но на пути Ирана снова встала Турция, которую возглавил харизматичный лидер Эрдоган, который, несмотря на то, что выступает от партии умеренных исламистов, продолжает курс Ататюрка на запад. Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись – вечная и непримиримая борьба двух цивилизаций, двух образов мышления и мироустройства.
Именно древняя линия Стамбул – Тегеран раздирает Сирию на части, она находится прямо на разломе. «В этом и есть неустранимое несчастье Асада: ось Дамаск- Тегеран. Этого ему не простят — ни Турция, ни Египет, ни Саудовская Аравия, ни Запад. Поэтому он и не сможет выиграть, сохранить свой режим. Перед концом его правления кто-нибудь скажет ему: «Парень, не на ту лошадь поставил! На персидскую лошадь. Нельзя арабским вождям это делать, ставить надо на арабскую, турецкую, французскую, только не на персидскую, это до добра не доведет». Но ведь с другой стороны — разве виноваты отец и сын Асады, что они принадлежат к секте алавитов (почти что шиитской, но не совсем, а для суннитов - какая разница). И что делать бедному алавиту во враждебном суннитском мире, куда податься, как не к Ирану?», - поэтично пишет востоковед в блоге на «Эхе Москвы».
Французские СМИ, которые пристально следят за развитием конфликта в Сирии ввиду давних исторических и экономических интересов Франции в Северной Африке, отмечают, что в Сирии один за другим начали гибнуть лидеры ливийской Хезболлы: по сообщениям канала Франс 24 в Сирии погибли видные деятели Хезболлы Абу Аббас и Зин аль-Абидин Мустафа, от ракетного удара. Конфликт в Сирии явно приобретает панарабский характер, увы.
Аль-Джазира, арабский телеканал катарского происхождения, пустил явную утку, о том, что турецких летчиков убили русские военные на базе в Тартусе, что, хоть и неправдоподобно, но несет в себе явный подтекст – нужен предлог для вторжения на территорию Сирии. Дополнительный козырь сторонникам военного вмешательства дал и недавний обстрел сирийскими войсками турецкой территории и гибель невинных мирных жителей.
Израиль тоже прикладывает руку ко всеобщему возбуждению - премьер-министр Биньямин Нетаниягу, выступая с трибуны в ООН, нарисовал ядерную бомбу, которую готовит Иран и пообещал военный ответ, в случае, если Иран перейдет «красную черту». Таким образом, основные участники международного конфликта уже практически определились. Арабские нефтяные шейхи уже активно работают над строительством путей экспорта нефти в обход Персидского залива, пишет обозреватель Ленты.ру Иван Яковина. И решение о вторжении, судя по всему, примет не ООН, а Лига арабских государств, а там против будут только Ливин да Ирак.
Мирский считает, что война, если она случится, затянется на годы: «Будут вторжения турок в Сирию, будут созданы «зоны безопасности» для мирных жителей, и там-то возникнут те территориальные плацдармы для генерального похода на столицу, которых так не хватает сейчас «Свободной сирийской армии». Асад, не будь дурак, туда и двинет свои танки и вертолеты, а тогда Турция, арабы и сирийские повстанцы потребуют у НАТО прикрытия с воздуха, бесполетной зоны».
Россия в этой ситуации оказывается в некоторой степени заложником дружбы с Сирией – она может запросто обернуться дружбой с Ираном и превращением в окончательного изгоя. Хотя цены на нефть вырастут, скорее всего, при любом исходе конфликта, но диктовать их будут уже в какой-то степени ОАЭ и Катар, для которых небольшое падение цен не играет никакой роли, а вот для российской экономики несет катастрофу.