Десятый год подряд Европа, совсем не учитывая мнение российских коммунистов, отмечает единый день памяти жертв нацистского и сталинского террора, объединенных пактом Молотова-Риббентропа.
23 августа 1939 года Советский Союз и нацистская Германия подписали тот памятный договор о ненападении, а в 2003 году Европейский парламент принял резолюцию, объявившую эту дату днем поминовения всех жертв концлагерей и массовых депортаций, в котором особо подчеркнул, что убийства и другие злодеяния, совершённые сталинизмом и нацизмом являются "преступлениями против человечности".
В далеком 39-м высокие стороны обязались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них станет объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.
К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства» и Бессарабии в сферу интересов СССР, Литву и запад Польши — в сферу интересов Германии.
1 сентября 1939 года Германия начала вторжение в Польшу, а 17 сентября 1939 года на территорию Польши вошли советские войска. Территориальный раздел Польши между СССР и Германией был завершён 28 сентября 1939 года подписанием договора о дружбе и границе. Позже к СССР были присоединены страны Прибалтики, Бессарабия, Северная Буковина и часть Финляндии.
После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года договор, так же как и все остальные советско-германские договоры, утратил силу. При заключении Соглашения Сикорского-Майского 30 июля 1941 года советское правительство признавало советско-германские договоры 1939 года. утратившими силу в части территориальных изменений в Польше. В 1989 году Съезд народных депутатов СССР осудил секретный дополнительный протокол к договору и признал его недействительным с момента подписания.