> Нужны ли друг другу Россия и Вьетнам? ( к визиту президента Чыонг Тан Шанга) - Аргументы Недели

//В мире

Нужны ли друг другу Россия и Вьетнам? ( к визиту президента Чыонг Тан Шанга)

24 июля 2012, 16:04 [«Аргументы Недели», Марина Тригубенко ]

Фото с nhat-nam.ru

Разумеется, такой вопрос представляется абсурдным, если иметь в виду стратегические интересы России в Азии, интересы суверенитета и безопасности Вьетнама как одной из важнейших региональных держав.

Меморандум о стратегическом партнерстве России с Вьетнамом, подписанный еще в 2001 году, отвечает на этот вынесенный в заголовок вопрос однозначно утвердительно. Но на вопрос нужны ли и насколько нужны друг другу Россия и Вьетнам как экономические и торговые партнеры тот политический документ, к сожалению, ответа не давал. Он был нацелен в основном на партнерство во внешней политике. Задачи же экономического и торгового взаимодействия, производственного и научного кооперирования, инвестиционной политики если и упоминались, то, как бы, походя. Результат, увы, удручающий: доля России во всем внешнеторговом обороте Вьетнама составляла к началу 2010 года всего 2 %, а доля российских инвестиций в накопленных зарубежных инвестициях Вьетнама – и того меньше – 1,4 %.

Россия, как известно (в качестве преемницы внешнеэкономических обязательств СССР), списала 90 % вьетнамского долга в сумме 15 млрд.рублей, но новых кредитов Вьетнаму не предоставила, а прежние инвестиционные и иные формы сотрудничества стали постепенно сворачиваться. Запад же в отношении Вьетнама поступил иначе, включив эту страну в список основных получателей экономической помощи от так называемого Донорского сообщества ОДА. Начиная с 1993 года эта структура предоставила Вьетнаму 15 млрд.долларов инвестиционных кредитов и еще 5 млрд.долларов безвозмездно, на развитие социальной сферы. Единственная область российско-вьетнамского экономического сотрудничества, которая развивалась успешно после 2001 года – это партнерство в добыче нефти на континентальном шельфе вьетнамского юга. Доходы этого совместного предприятия составили 1/3 доходов госбюджета Вьетнама. В актив экономического сотрудничества, несомненно, можно внести и продажу Вьетнаму Россией современных средств вооружений. Вьетнам стал одним из самых крупных среди азиатских стран клиентов российского ВПК.

Конечно, как член АСЕАН, ВТО и участник зоны свободной торговли АФТА Вьетнам активно торгует со многими странами и, тем самым, наращивает возможности своего устойчивого экономического роста (7 % роста ВВП до кризиса и более 5 % в нынешнем году).

Однако Россия свои возможности гораздо более активного экономического партнерства с Вьетнамом пока что явно недоиспользовала, в том числе и возможность участия в высокотехнологичных отраслях экономики Вьетнама. А ведь именно Советский Союз в свое время привлек Вьетнам к совместным космическим исследованиям. Теперь же на этом поприще «правят бал» США. Они помогли Вьетнаму вывести на околоземную орбиту искусственный спутник, они создали научные центры для подготовки вьетнамских астронавтов.

А разве не упущенная возможность – выход России из долгосрочной программы развития во Вьетнаме нефтехимических комплексов,  наш отказ от строительства первого вьетнамского МПЗ? Между тем западные фирмы и в этом преуспели: построили во Вьетнаме два крупных нефтеперерабатывающих завода, способных удовлетворять потребности страны в продуктах нефтепереработки на 80 %.

Еще одна упущенная возможность – наше индифферентное отношение к развитию вьетнамского рынка телекоммуникаций и связи. Поначалу «Билайн» открыл свое представительство во Вьетнаме, но вскоре свернул там свою деятельность и тем самым добровольно покинул вьетнамское интернет-пространство. А ведь Вьетнам за очень короткий срок вошел в число лидеров по использованию Интернета и мобильной связи, сразу вслед за Китаем.

Дополняло эту безрадостную картину и необъяснимая задержка со стороны России подписания с Вьетнамом межправительственного Соглашения о свободной торговле и Соглашения об организации Зоны свободной торговли – о чем неоднократно просили на переговорах вьетнамцы. Сейчас, наконец-то, Россия приняла вьетнамские предложения о Зоне свободной торговли и о присоединении Вьетнама к Таможенному союзу. Но разве не жаль потерянного времени? (Кстати, почти одновременно с подписанием ранее упомянутого Меморандума о стратегическом партнерстве с Россией Вьетнам подписал торговое соглашение с США, что распахнуло двери для американских и европейских инвестиций во вьетнамскую экономику и что, понятно, создает теперь весьма жесткие конкурентные условия для российских инвестиций в быстро развивающуюся вьетнамскую экономику).

Важным сдвигом в развитии российско-вьетнамского партнерства можно считать и строительство Россией (в счет российского же кредита в 10 млрд.долларов) первой во Вьетнаме атомной электростанции. Постепенно расширяется география присутствия во Вьетнаме и совместных российско-вьетнамских нефтедобывающих компаний. А теперь создается и устойчивый рынок для российского экспорта во Вьетнам продукции машиностроения. Положительная динамика наблюдается в последнее время и на уровне двухсторонних региональных связей: Вьетнам расширяет свою нишу в развитии малого предпринимательства в крупнейших российских городах. А в повестке дня ближайшего форума АТЭС во Владивостоке - обсуждение вопроса о притоке вьетнамской рабочей силы в Восточную Сибирь и на российский Дальний Восток.

Думаю, есть основание надеяться, что визит в Москву президента Вьетнама закрепит  благотворную для обеих стран тенденцию – тенденцию развития российско-вьетнамских торгово-экономических связей. 

Марина Тригубенко, зав.сектором Восточной и Юго-Восточной Азии Института экономики РАН



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте