Три выхода из сирийского тупика
20 июня 2012, 11:24 [«Аргументы Недели», Александр Григорьев ]
На Ближнем Востоке вновь запахло порохом и большой кровью. Со всех сторон идут призывы к свержению режима Асада. Западные и арабские телеканалы показывают леденящие кровь сюжеты об убитых режимом женщинах и детях. Причем, показывают сходу, даже не дожидаясь расследований экспертов ООН. Подобный сценарий мы уже наблюдали год назад, когда готовилась военная операция против Муамара Каддафи. Что ждет Сирию? Ответить на этот вопрос мы попросили известного востоковеда, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктора исторических наук, Георгия Мирского.
- Георгий Ильич, почему именно Ливии и Сирии грозили и грозят западным военным вмешательством? Чем провинились перед НАТО эти страны?
- Действительно, революции и народные прошли во многих странах Ближнего Востока. Но, например, Египте или Тунисе смена власти прошла относительно безболезненно. Армия пришла к президентам и сказала: «Уходи!» и президенты ушли. В Бахрейне было военное вмешательство Саудовской Аравии, но по просьбе руководства самой страны. Там быстро все затихло. Небольшие демонстрации были в Марокко и Иордании. Власти пошли навстречу и сделали некоторые демократические шаги и сгладили ситуацию.
А вот там, где началась настоящая гражданская война – в Ливии - Запад вмешался. Сейчас военная поддержка оппозиции в Сирии идет не со стороны Запада, а от арабских стран. Повстанцы получают оружие из Саудовской Аравии, Катара, Турции. Премьер-министр последней уже говорит открыто, что Башар Асад должен уйти. Что же касается западного вмешательства – оно вполне вероятно.
- Есть мнение, что и ливийский, и сирийский режимы по своей сути социалистические. Ведь они были построены при поддержке СССР. И Запад уничтожает их из паталогической ненависти к социализму в целом.
- На мой взгляд, это чепуха. Социализм в Ливии был относительный, своеобразный и на Западе он никому не мешал обниматься и целоваться с Муамаром Каддафи. И никому в мире также не было дела до так называемого сирийского социалистического режима. Тем более, что никаким социализмом там и не пахло. Там было и есть милитаристско-полицейское государство.
- Вы говорите, что иностранное вмешательство в Сирии весьма вероятно. Каков будет сценарий? Как в Ливии – бомбим все подряд?
- На мой взгляд, события могут развиваться по одному из трех сценариев.
Первый – прямого западного вмешательства не будет. Продолжится внутренняя война между отрядами повстанцев и правительственными войсками. Предполагалось, что именно этот тип войны должен быть предотвращен планом мирного урегулирования специального представителя ООН Кофи Аннана. Сейчас уже видно, что он полностью провалился. План требовал, чтобы Асад вывел войска из городов обратно в казармы. А повстанцы прекратили огонь и теракты. Ни то, ни другое сделано не было. Ведь стоило вывести войска из любого города, как он бы тут же перешел под контроль повстанцев. И Асад потерял бы страну. Как к нему не относится, но требовать, чтобы президент страны своими руками погубил бы систему, которую создал его отец – глупость. Требовать, чтобы повстанцы прекратили огонь – тоже, так как в любом бы случае власть оставалось бы в руках нынешний верхушки. Год с лишним они воюют, пролили столько крови, и что, смириться с поражением?! Поэтому план Аннана, по замыслу вполне благородный, реально был неосуществим с самого начала по той простой причине, что каждая из сторон собирается вести войну до победного конца. И считает, что время на работает на неё.
Главный козырь Асада – сильная преданная армия, вооруженная лучшим советским и российским оружием. У повстанцев нет территориального плацдарма, который был в прошлом году у повстанцев в Ливии. Нет единства и среди оппозиции. Есть сирийский национальный совет, есть координационный комитет, есть еще несколько оппозиционных организаций. Существует конфликт и между «Братьями-мусульманами» и людьми, которые хотя и ненавидят нынешний режим, но не хотят создания исламского государства. Из-за постоянных разногласий Запад не может официально признать оппозицию даже в качестве партнера по переговорам, как он признал Переходный национальный совет Ливии. Так что пока Запад не собирается вмешиваться напрямую военным путем. Тем более, что после войн в Ираке, Афганистане, Ливии идея новой войны в мусульманском государстве весьма непопулярна.
- Значит ли это, что ливийского сценария можно избежать?
- Сейчас Башар Асад сознательно не использует авиацию против повстанцев, чтобы не дать повод для принятия решения по созданию бесполетной зоны, опробованной в Ливии. А другое вмешательство Запада будет заблокировано в Совете Безопасности ООН Россией и Китаем. Путь через ООН для иностранной интервенции закрыт.
Поэтому ставку пока делают на сирийскую оппозицию и, в частности, на ее военное крыло – сирийскую свободную армию (ССА). Боевики, постоянно получая подпитку в виде оружия из арабских стран и из Турции, в конце концов смогут создать свой территориальный плацдарм. Сейчас активно муссируется идея создания зон безопасности или коридоров безопасности для мирных жителей. Хотя воплощение этой идеи на практике трудно себе представить. Везде, где идут боевые действия, страдает в первую очередь мирное население. И как, например, эвакуировать жителей южносирийского города Дейр? Перевозить на север к турецкой границе? Но на бумаге такие зоны или коридоры создать могут.
Нет никакого сомнения, что ССА этим воспользуется для консолидации, для создания тренировочных лагерей, освоение новых типов вооружения. И Асад немедленно направит туда свою армию. И тогда полетят телеграммы в ООН, в США, в столицы арабских государств, что руководство Сирии нарушило демилитаризацию зон безопасности и убивает мирных жителей. И запросит воздушной поддержки авиации западных стран и Турции для ударов по армии Сирии. И те наверняка с охотой откликнуться. Такой вариант ливийского сценария. Но тогда Иран немедленно пошлет свои войска на помощь Асаду. Находящаяся в Ливане шиитская группировка Хезболла, детище Ирана, нанесет ракетный удар по Израилю. В ответ Израиль начнет военную операцию против Южного Ливана. И тогда разразится глобальная Ближневосточная война.
- То есть, куда ни кинь, везде клин?
- Сейчас обсуждается третий вариант – новый план урегулирования. Его суть в том, чтобы создать в Дамаске новую правящую коалицию. В ней должны участвовать и нынешние представители правящего режима и наиболее умеренная часть сирийской оппозиции. Согласно плану, ССА должна быть распущена, а правительственная армия, аппарат, наоборот должны быть сохранены, чтобы избежать иракского или ливийского послевоенного хаоса. Непременное условие – передача власти от Асада другому сильному политику. Но для этого необходимо в первую очередь убедить Россию, конкретно «уломать» Владимира Путина пойти на этот вариант. Тогда Китай в данном ситуации будет следовать в кильватере нашей политики.
При таком раскладе сохраняется пусть и в измененном виде система власти, сохраняется сирийское государство, дается отпор вооруженным повстанцам, распускается военное крыло оппозиции. Шансы на реализацию такого плана невелики. Но других путей я не вижу. Везде полный тупик.
- Какова роль Саудовской Аравии и Катара в эскалации насилия в Сирии? Зачем вообще им это надо?
- Их роль проявилась еще в Ливии. Они проводили разведку, поставляли оружие, инструкторов для оппозиции. Сейчас они делают то же самое в Сирии. Саудовская Аравия, страна в которой нет конституции, парламента, политических партий, находится под полным господством шариатского права ваххабитского толка. Они заинтересованы, чтобы на волне беспорядков к власти пришли радикальные исламисты. Это означает для них расширения зоны своего влияния.
Тем более, что Сирия и Иран - заклятые враги саудитов. Там правит суннитская группировка. А в Сирии – аллавиты, шиитская секта. Так что для Саудовской Аравии и Катара очень важно свергнуть аллавитский проиранский режим.
- Что будет с Сирией, как государством, если это случится?
- Длительная партизанская, террористическая война, которая перейдет в межконфессиональную. Сунниты против аллавитов, шиитов и наоборот. Христиан будут просто резать, если враги Асада придут к власти. Будет резня курдов, часть которых живет в Сирии. Наступит полный паралич правительственных и административных структур. Полный коллапс экономики. Сползание в пучину…