Апокалипсис сегодня: кино-комикс становится жизнью
21 октября 2011, 15:46 [ «Аргументы Недели» ]
Символ противников капитализма и антиглобалистов - маска Гая Фокса из фильма-комикса "V значит Вендетта" вышла на улицы городов мира. Маска все чаще мелькает в рядах демонстрантов, протестующих сегодня против правящих политиков, банков и финансовых институтов.
Прототип этого образа – Гай Фокс - один из организаторов Порохового заговора в Англии 1605 года. Нынешние борцы с капитализмом знают это имя отнюдь не по истории средних веков, а по кино-комиксу, придуманному писателем Аланом Муром, художником-графиком Дэвидом Ллойдом и целой группой кинематографистов Warner Bros.
В фильме "V значит Вендетта" 2006 года таинственный анархист-одиночка, взявший образцом для подражания Гая Фокса, хочет положить конец тоталитаризму правящей в Англии выдуманной фашистской партии. Лента сделана по комиксу Алана Мура, который начинается с того, что главный герой V взрывает британский парламент: то есть делает то, что не удалось четыре века назад Гаю Фоксу.
Считается, что впервые эти маски использовали хакеры из группы Anonymous в 2008 году выступившие против сайентологов.
Сегодня "маска Гая Фокса стала … расхожим брендом, своего рода удобной вывеской, которую можно использовать для протеста против тирании, и я рад, что люди ею пользуются. Кажется, такого раньше не было: чтобы какой-то современный символ использовался в таком качестве", – гордится Дэвид Ллойд.
Идея комикса была в том, чтобы создать образ городского партизана, борющегося с фашистской диктатурой, но, рассказывает Ллойд, они с Муром хотели несколько театрализовать сюжет.
"Мы знали, что у V за плечами концлагерь, где он подвергался медицинским экспериментам, но потом я вдруг подумал: поскольку наш герой "немного того", то ему вполне могло прийти в голову, что он должен перенять эстафету и образ Гая Фокса – великого революционера, вошедшего в нашу историю", – цитирует художника Би-би-си.
Ллойд объясняет, что ушедший в народ образ - "отнюдь не символ пассивного сопротивления, это символ активного терроризма - он говорит о том, чтобы разрушить власть, государство, а это для многих может быть довольно пугающим и неприятным".
Наблюдающий развитие темы блогер Пол Стейнс, пишущий под именем Гвидо Фокс, указывает на парадоксальность того, что активисты, выступающие против капитализма и гнета корпораций, покупая маски, невольно поддерживают Warner Bros – одну из первой сотни крупнейших американских компаний с годовым доходом в $1,6 млрд. Он уверяет, что популярность этой маски говорит о "серьезной утрате веры в политику", так как Гай Фокс олицетворяет мощный образ борца с политическим устройством.
Одна из протестующих в маске у стен Собора Святого Павла в Лондоне объясняет: "Это чисто визуальный прием. Он сразу заявляет, что мы не хиппи, мы не социалисты, мы – это мы. Мы за то, чтобы обходить [препоны] государства и начинать с нуля".
Специалист по комиксам Рич Джонсон уверен, что массовая популярность маски стала возможной именно благодаря фильму: книга повествует исключительно об одиночке, а в фильме есть сцены, где действует огромная толпа людей, бросая вызов безликой корпорации.
Но, напоминает Джонсон, маска V олицетворяет насилие. "Это отнюдь не символ пассивного сопротивления, это символ активного терроризма – он говорит о том, чтобы разрушить власть, государство, а это для многих может быть довольно пугающим и неприятным", – полагает эксперт.
Джонсон почему-то не верит, что маска стала или может стать политическим символом: он уверен, что думать так – равнозначно надежде сменить власть, вооружившись мечом Люка Скайуокера из "Звездных войн".
Но почему-то, глядя на события последних месяцев в Нью-Йорке, Лондоне, Афинах, складывается впечатление, что идентифицировавшие себя героем V манифестанты уверены в обратном. А их с каждым днем становится все больше.