Аргументы Недели → В мире № 17(258) от 05.05.2011

Россия – аорта снабжения НАТО в Афганистане

, 19:09

В понедельник, 2 мая, пришло сообщение о ликвидации американским спецназом террориста №1 Усамы бен Ладена. Разумеется, это вызвало бурную радость в США и не только там. Однако даже если Усаму действительно ликвидировали, то в ситуации в Афганистане и соседнем Пакистане никаких подвижек для американцев и их союзников не предвидится.

Успехов нет

Ситуация в Афганистане для коалиции, возглавляемой США, никак не становится лучше. И это несмотря на то что численность группировки иностранных войск составляет более 135 тыс. человек. Напомним, что советская 40-я армия при вводе в Афганистан насчитывала 81,8 тыс. человек и достигла своего максимума в 1985 г. – 108,8 тысячи. Численность только американского контингента составляет около 100 тыс. человек. Но там еще дислоцированы солдаты и наблюдатели из 41 страны. И вся эта «армия двунадесяти языков» ситуацию в Афганистане практически не контролирует.

Если почитать сводки НАТО – то там каждый день происходит успешное изъятие оружия и боеприпасов, успешное отбитие атаки талибов, захват связника или агента противника. А если почитать сводки талибов – то и они говорят про успешное нападение на конвой, на опорный пункт, обстрел базы или отбитие воздушного десанта. И главное – обе стороны во многом говорят правду. Талибы научились вести информационную войну и дают сведения, часто подтверждаемые доказательствами.

Получается, что никаких кардинальных успехов коалиции в Афганистане нет. Войска НАТО так и не смогли разгромить талибов или серьезно сократить «ареал» их обитания. Более того, ситуация на маршруте снабжения, проходящем по пакистанской «дороге жизни» из порта Карачи, становится только хуже. В настоящий момент весь западный Пакистан является зоной боевых действий против талибов и мятежных племен. И пакистанские военные, несмотря на помощь американцев, несут потери больше, чем вся группировка в Афганистане.

Зачем это России?

Поэтому так называемый северный путь снабжения становится для Североатлантического альянса все более и более актуальным. Этот маршрут проходит через территории России, Казахстана, Узбекистана и других среднеазиатских республик, а по территории Афганистана грузы идут по знаменитой «дороге на Саланг».

Что данный транзит дает НАТО – понятно. Это единственный безопасный маршрут снабжения войск, по крайней мере до границы Афганистана. Да и дорога на Кабул не так опасна и длинна, как из Пакистана. Большую ее часть контролируют отряды таджикских и узбекских формирований, а не талибы-пуштуны.

А что это дает России? Разумеется, приличные деньги. За контейнер, провезенный по нашей территории, бюджет получает 1800 долл., а провозят их десятками тысяч. Однако самое интересное начнется, когда западная коалиция решит выходить из Афганистана – в месяц ей потребуется перевезти до 30 тыс. контейнеров. Только на этом можно заработать 54 млн. долларов.

Кроме того, обладание точной и подробной информацией о количестве и составе воинских грузов может быть полезным для аналитиков нашей разведки. Конечно, и у «партнеров» из НАТО появляются дополнительные разведывательные возможности. Но они были всегда – контейнеры, набитые шпионской аппаратурой, шедшие транзитом, перехватывали в СССР еще в 80-х.

Ну и самое главное – влияние на ситуацию. Кровоснабжение группировки США по северной «аорте» таково, что, если его пережать, – военным НАТО долго не прожить. Разумеется, западные страны это понимают, но вариантов нет – с русскими можно договариваться, а с талибами – нет.

Воздушные перевозки

Режим транзита регулируется соответствующими соглашениями. Россия заключала их с НАТО и с рядом стран в двустороннем порядке. В 2008 г. было подписано соглашение о транзите невоенных грузов наземным путем, а в 2009 г. – о воздушном военном транзите.

Американцы перебрасывают через Россию военнослужащих для ротации контингента транспортными самолетами. Квота на них очень большая – до 4500 полетов только в одну сторону ежегодно. Военные США ее и близко не выбирают – за первые полтора года слетали 1050 раз, сейчас – уже больше. Тем не менее таким образом они перевезли в Афган уже более 100 тыс. солдат.

В Россию самолеты летят в основном высокоширотными маршрутами, а в воздушном пространстве нашей страны движутся по обычным транспортным коридорам. Они не пролегают над районами расположения секретных объектов, а сами полеты находятся под надзором ПВО.

Поэтому существующее мнение, что транспортники США могут втихую заниматься шпионажем, неверно. Во всяком случае, они способны на это не более, чем любой пассажирский самолет. Также не имеют оснований опасения, что самолеты США упадут на какой-нибудь город – коридоры проложены над малонаселенными районами.

Самолеты, выполняющие воинские перевозки, могут совершать беспосадочные перелеты и садиться в России не обязаны. А вот воздушные суда, везущие вооружение или военную технику, обязаны совершить посадку. Если есть подозрения, что заявленный груз отличается от реального, они могут быть и досмотрены. Самолет, совершающий беспосадочный перелет, в случае нарушения правил нахождения в воздушном пространстве нашей страны тоже может быть посажен. Могут и развернуть обратно. Однако эксцессов еще ни разу не случалось.

Ликвидация бен Ладена, или Концы – в воду

Операция по ликвидации Усамы бен Ладена вызывает массу вопросов. Если он и вправду убит – туда ему и дорога. У России еще с войны в Афганистане к нему есть свои счеты. Официальная американская пропаганда сообщает, что бен Ладен был обнаружен и уничтожен в некоем «трехуровневом бункере» недалеко от столицы Пакистана. В операции участвовали 24 спецназовца из Корпуса морской пехоты США, которые не понесли потерь. Рассказывают, что в этом «бункере» Усама проживал с сыном, охранниками и некоей женщиной, которую якобы использовал в качестве «живого щита». В общем, классический кинозлодей.

По другим данным, террорист №1 проживал в хорошем трехэтажном особняке, который находился совсем рядом с территорией военной академии армии Пакистана. Одно это уже говорит о том, как «сильно» его искали. В операции принимали участие несколько боевых и пара транспортных вертолетов. Сверху их прикрывал самолет АС-130U «Ганшип». Один вертолет был сбит огнем с земли. Американцы признают потерю, но заявляют, что вертолет просто «не смог взлететь и был сожжен своими».

Однако на фотографиях усадьбы бен Ладена виден обгоревший хвост перевернутого вертолета, торчащий из-за забора. Неизвестно, были ли в нем солдаты спецподразделений, но ясно, что точно имелся экипаж. Но потери спецназа в США официально не разглашаются.

Эвакуация бойцов с места боя была проведена очень быстро. Это говорит о том, что руководству США теперь придется разбираться с пакистанскими властями – операция не была ими санкционирована. Также понятно, что американцев сильно не любит местное население. Еще бы – ошибочными ударами беспилотники США регулярно убивают много пакистанцев.

Белый дом в качестве доказательства смерти бен Ладена заявил, что это подтверждено генетической экспертизой. Интересно, как в США сумели так быстро провести экспертизу? С Басаевым и прочими главарями чеченских головорезов лаборатории возились не в пример дольше – видимо, интересовала правда. И зачем топить труп в море? Не для того ли, чтобы скрыть правду?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram