Аргументы Недели → В мире

Космическому телескопу «Спитцер» удалось заглянуть на 10 миллиардов лет назад

Космический телескоп «Спитцер» «заглянул» на 10 миллиардов лет назад и запечатлел процессы активного звездообразования в древних массивных галактиках скопления CLG J02182-05102, - сообщает пресс-служба Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА.

Скопление CLG J02182-05102, обнаруженное в мае 2010 года, состоит примерно из 60-100 галактик. Оно считается одним из самых древних и удаленных от Земли: фактически астрономы наблюдают эти галактики спустя всего четыре миллиарда лет после Большого взрыва.

Группа под руководством доктора Ким-Ви Трана из Техасского университета A&M изучила скопление с помощью инструментов телескопа «Спитцер» и обнаружила, что в значительной части галактик идет активное звездообразование - «рождаемость» в них составляет сотни и тысячи звезд в год, что значительно больше, чем у «соседей».
При этом звездные «колыбели» в центре скопления активнее, чем у его краев, что, по словам ученых, совершенно не соответствует закономерностям, выявленным в нашей части Вселенной. Центры близких нам скоплений - это галактические «кладбища», где находятся массивные эллиптические галактики и старые звезды, отмечают они.
"Общепринятая отличительная черта галактической эволюции - уменьшение доли галактик в стадии звездообразования по мере роста их плотности. Иными словами, в «полях» таких галактик больше, чем в «густонаселенных» центрах скоплений. Однако в нашем скоплении у многих галактик темпы звездообразования сопоставимы с показателями «родственников» в менее плотных регионах", - цитирует пояснения Трана РИА «Новости».

«Заглянув далеко во Вселенную, мы нашли недостающее звено между активными галактиками и дремлющими громадинами в нашем регионе. Наше открытие указывает, что последующие исследования скоплений галактик с таким красным смещением будут особенно продуктивными и важными для понимания процесса образования массивных галактик как функции от окружающей их среды», - приводит слова ученого РИА «Новости».